Достоинство знания

Хвала Аллаху, превознёсшему истину над заблуждением, а знание — над невежеством! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, который овелел приобретать знания и сравнил учёных со звёздами, указывающими верный путь! Призыв к приобретению и распространению знаний часто повторяется в Священном Коране.

«Аллах извещает и разъясняет, что нет никого [и ничего], кто достоин поклонения, кроме Него, и ангелы, просвещенные об этом, покорно соглашаются, и обладатели знаний, осведомленные о решениях Аллаха, также соглашаются покорно, будучи стойкими в этом» (Коран, 3:18).х

Посмотри, как Всевышний Аллах начал с Себя, ангелов поставил вторыми, а третьими в этом порядке установил ученых, обладающих знанием, – этого тебе достаточно как доказательства достоинства и почтения.

Ибн Аббас (р) сказал: «Ученым Аллах дает уровень на семьсот степеней выше уровня уверовавших, и расстояние между двумя степенями – пятьсот лет пешего пути».

Аллах говорит: «Скажи: “Разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?!”» (Коран, 39:9).

[Хадисы о достоинстве знания.]

Пророк (мир ему) говорил: «Ученые – наследники пророков». Ведь известно, что нет иной степени выше степени пророчества и нет чести выше чести наследников, занимающих эту степень.

Пророк (мир ему) говорил:  «Вера сама по себе без одеяния, одеяние же ее – таква (богобоязненность), украшение ее – стыдливость, а ее плоды – знание».

Пророк (мир ему) говорил:  «В Судный день право заступничества получат [люди] трех категорий: пророки, потом ученые, потом павшие за веру». Как же велика степень ученых, следующая сразу за степенью пророчества и находящаяся выше степени мученичества [за веру], при всем том, что сказано о достоинстве мученичества [за веру].

Пророк (мир ему) говорил:  «Вы живете в такое время, когда есть много знатоков религии и мало начетчиков и проповедников, мало испрашивающих [знания] и много предлагающих [его], совершение доброго дела в нем (в это время) лучше знания [о богоугодном]; но наступит для людей время, [когда будет] мало знатоков религии, много проповедников, будет мало делящихся [знанием] и много ищущих его, знание тогда будет лучше исполнения доброго дела».

[Асары о достоинстве знания.]

Что касается асаров, то Али ибн Аби Талиб (р) сказал Кумайлю: «О Кумайль, знание лучше богатства: знание защищает тебя, а ты защищаешь богатство, знание – повелитель, а богатство подвластно ему, расходы сокращают богатство, а знание увеличивается от [его] расходования». Али ибн Абу Талиб (р) также говорил: «Ученый выше по достоинству постящегося днем и проводящего ночи в бдении, а также воюющего на пути Аллаха (муджахида), ведь если умирает ученый, в Исламе появляется брешь, которую не закроет никто, кроме ученого, замещающего его».

Абу аль-Асвад говорил: «Нет ничего дороже знания: цари – правители людей, а ученые – правители царей». Ибн ‘Аббас сказал: «[Пророк] Сулайман ибн Дауд (Соломон, сын Давида), мир им, получил право выбора между знанием, богатством и властью и выбрал знание, и ему были дарованы вместе с ним и богатство и власть». Ибн аль-Мубарака [ибн Вадыха аль-Ханзала] спросили: «Кто люди?» Он ответил: «Ученые». Его спросили: «А кто цари?» Он ответил: «Воздерживающиеся от мирских благ». Его спросили: «А кто порочные люди?» Он сказал: «Те, кто насыщается земными благами с помощью религии». Он (Ибн альМубарак) не включил в число совершенных людей никого, кроме ученых, ибо особенностью людей, которой они отличаются от всех животных тварей, является знание, и человек является человеком только потому, что он облагорожен знанием, а не по причине наличия у него силы – верблюд сильнее его, – не из-за своих размеров, ибо слон больше его (человека), не за свою отважность, ведь лев отважнее его, не за свою плотоядность, ведь чрево быка более вместительно, не за половую силу, ведь маленькие воробьи энергичнее его в совокуплении, – нет, он не создан, кроме как для знания. Некоторые ученые говорят: «О, если б я знал, что обрел тот, кто не усвоил знания, и чего лишился тот, кто обрел знания!».

[Абу Мухаммад] Фатх аль-Мосули, да смилуется над ним Аллах, спросил [у  окружающих]: «Если больного лишить пищи, питья и лекарств, разве он не умрет?» Ему ответили: «Да, конечно». Он сказал: «Так же и сердце – если лишить его мудрости и знания, то через три дня оно умрет». Истинно сказал он. Действительно, пищей сердца являются знание и мудрость, на них зиждется его жизнь, так же как пищей для тела является еда. Сердце того, кто потерял знание, поражено болезнью, и оно непременно умрет, но только он не почувствует этого, так как любовь к мирской жизни и поглощенность ею лишают его чувства и ощущения, подобно тому как сильный страх тотчас заглушает чувство боли от раны, даже если эта боль есть на самом деле. И если [наступающая] смерть снимает с него тяжести бренной жизни, он чувствует свою кончину и погружается в великую печаль, которая ему уже не поможет. Это подобно тому, как человек, переживший страх или вышедший из состояния опьянения, испытывает боль от ран, полученных им в состоянии опьянения или страха. Упаси же нас Аллах от разоблачения в День снятия покрова [тайны с деяний людских]! Ведь, поистине, люди спят, и когда наступает их смерть, [только тогда] они пробуждаются.

Ибн Мас‘уд (р) говорил: «Приобретайте знание до того, как оно будет вознесено, а вознесение его – это исчезновение ученых. Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, что мужи, которые пали смертью на пути Аллаха мучениками за веру, жаждут, чтобы их воскресил Аллах учеными, так как они видят честь, оказанную тем. Никто не рождается ученым, ибо знание [приобретается] стремлением к нему». Ибн Аббас сказал: «Повторение науки в некоторый промежуток ночи для меня милее, чем проведение всей ночи в молитвах». Подобное также сказали Абу Хурайра и Ахмад ибн Ханбал, да смилуется над ними Аллах!

О бедах знаний, о признаках благочестивых ученых, помышляющих о том свете (аль-ахира), и дурных ученых

Мы уже упомянули об [аятах Корана и хадисах, где говорится] о достоинствах знания и ученых мужей. В отношении дурных ученых [в аятах и хадисах] приводятся сильные угрозы, [исходящие от Аллаха], указывающие на то, что в Судный день больше всех будут подвергнуты наказанию они (дурные ученые). Выяснение отличительных признаков, которые различают ученых мужей, [живущих ради благ] земного мира, и ученых мужей, помышляющих о жизни на том свете, – из числа задач первостепенной важности. Мы подразумеваем под учеными, приверженными этому миру, дурных ученых, цель которых от приобретения знаний – наслаждение благами земной жизни, достижение власти и высокого положения [в глазах] людей этого мира. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Больше всех подвергнется наказанию в Судный день ученый, знание которого Аллах сделал для него бесполезным» (см. выше). Рассказали, что Посланник Аллаха (мир ему)  сказал: «Человек не будет считаться ученым до тех пор, пока не станет поступать согласно своему знанию».

Он (мир ему)   сказал: «Не приобретайте знания для того, чтобы бахвалиться ими перед учеными, спорить посредством их с невежественными или для того, чтобы привлечь к себе внимание людей; а кто поступает таким образом – тот в Аду».

[Пророк] Иса (Иисус) (мир ему) сказал: «До каких же пор вы будете указывать путь [к Богу] тем, кто [верно] следует по нему, когда сами вы пребываете с теми, кто находится в замешательстве?» Эти и другие изречения – из числа сообщений, свидетельствующих о великой опасности, [что таит в себе] знание. Поистине, ученый муж или подвергает себя вечной погибели [в Аду], или его удел – вечное [райское] блаженство. Действительно, из-за погружения в науки ученый муж лишится спасения, если не достигнет в них истинного счастья. А что касается преданий, то ‘Умар ибн аль-Хаттаб (Р) сказал: «Поистине, больше всех вселяет в меня страх за эту общину (общину мусульман) сведущий в знаниях лицемер». Его спросили: «Как сведущий в знаниях человек может быть лицемером?» Он ответил: «Это тот, кто сведущ языком, но невежествен в сердце и в деяниях».

А аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: «Не будь же из тех, кто совмещает в себе знания ученых мужей и мудрости мудрецов, а сам в своих деяниях влачится по пути неразумных глупцов».

Некий человек сказал Абу Хурайре (Р): «Я желаю обучиться знаниям, но опасаюсь расточить их зря». Абу Хурайра ответил ему: «Отказ от [приобретения] знания равносилен расточению его зря».

Ибрахима ибн Уйайну спросили: «Кто из людей больше всех раскаивается?» Он ответил: «Что касается сего мира, то это тот, кто делает добро людям, которые затем не выражают ему признательности. А что касается [сожаления] перед смертью, то это ученый муж, сожалеющий [об упущенных деяниях согласно знанию]».

Халил ибн Ахмад сказал: «Люди бывают четырех категорий. Вопервых, это человек знающий, и при этом ведающий о том, что он – знающий. Это – ученый муж, и вы следуйте за ним. Во-вторых, это человек, который знает, но не ведает о том, что он знает. Это – спящий, и вы пробудите его. В-третьих, это человек, который не знает и ведает о том, что он не знает. Это – тот, кто взыщет наставления на правильный путь, и вы направьте его на правильный путь. В-четвертых, это человек, который не знает и не ведает о том, что он не знает. Это невежда и глупец, и вы оставьте его».

Ибн аль-Мубарак сказал: «Человек не перестает быть ученым мужем до тех пор, пока он ищет знания. А если он полагает, что он уже знающий, то тогда он становится невеждой».

Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «В Судный день ученого мужа приведут, и будет он брошен в адский огонь, и вырвутся наружу внутренности его, и станет он крутиться вокруг них, как крутится осел, вращающий жернова на мельнице. Тогда станут подходить к нему обитатели адского огня и спрашивать: “Что это с тобой?”, а он ответит: “Я повелевал делать добро, а сам не совершал его, я запрещал делать зло, а сам творил его”». Поистине, мучения ученого мужа за его ослушание будут намного больше, поскольку он согрешил зная. Поэтому Аллах говорит: «Поистине, лицемеры – в нижнем пределе огня» (Коран, 4:145), поскольку они не веровали после того, как обрели знание.

Также Бог говорит: «И пример его – пример собаки: если бросишься на нее, высовывает язык, тяжело дыша, и если оставишь ее, [тоже] высовывает язык, тяжело дыша» (Коран, 7:176). [В комментариях к «Рух аль-баян» говорится: здесь имеется в виду, что собаке безразличны почести и унижения, лишь бы было чем утробу насытить]. Также и нечестивый ученый [противится аятам Корана, уже зная о них].

Иса (Иисус) (мир ему) сказал: «Дурные ученые подобны большому камню, лежащему в русле реки, – он не насыщается водой, но и не позволяет воде достигнуть пашни. Дурные ученые подобны также отхожему месту – с внешней стороны оно приукрашено, а внутри него нечистоты. Они также походят на могилы – снаружи они обустроены, а внутри них – кости мертвецов».

Приведенные выше высказывания указывают на то, что состояние ученого мужа, который предается благам мирской жизни, хуже, а мучения [на том свете] сильнее, чем [состояние и мучения] невежды. А те ученые мужи, придерживающиеся истины и приближенные к Всевышнему, – это, поистине, благочестивые ученые мужи, помышляющие о жизни на том свете. Таким ученым присущи определенные признаки.

Они не ищут благ земного мира при помощи своих знаний; и самая низкая ступень, занимаемая ученым, уже предполагает понимание ничтожности преходящего земного мира, его низости, суетной мути и бренности, так и [понимание] величия того света, его постоянства, чистоты его блаженства и величия его Господа. [Такой ученый] знает, что земной мир и тот свет противоположны друг другу и что они – как две [твои] жены: когда ты угождаешь одной – вызываешь негодование у другой; они (земной мир и тот свет) – как чаши весов: когда одна из них перевешивает, то другая становится легковесна; они же – как восток и запад: когда ты приближаешься к одному, ты удаляешься от другого; они же – как два кубка: один из них наполнен, а другой – пуст, и по мере того, как ты переливаешь из полного в пустой, с тем чтобы его наполнить, первый кубок пустеет. Действительно, кто не знает о презренной сути земного мира, тягостной его мути, о смешении в нем наслаждений и страданий, о том, что его наслаждение преходяще, – тот страдает от нехватки ума. Ведь наблюдение и опыт указывают на это. Как может быть ученым тот, у кого нет ума? А тот, кто не ведает о величии дел будущей жизни на том свете и ее вечности, – тот неверующий, лишенный веры. Как только находится среди ученых мужей такой, у кого нет веры? А кто не понимает, что земная жизнь – полная противоположность будущей жизни и что желание их совместить просто неуместно, – тот невежествен относительно шариатов всех пророков, нет, он, скорее, не верит всему Корану от начала и до конца. И каким только образом при этом считается, что он – из сообщества ученых мужей? А кто поймет все это, а затем отдаст предпочтение не будущей жизни на том свете, а этому миру, – тот пленен дьяволом, погублен своей страстью и раздавлен своим несчастьем. Как он может считаться одним из сообщества ученых мужей, находясь на такой ступени [перед Аллахом]?

Пастух, пасущий овец, защищает их от волка,

А что если пастухами их будут сами волки?

Или:

О, собрание ученых, вы соль для людей!

Но что восстановит качество соли, если она перестала быть соленой!                                                                                                                                                

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси «Возрождение религиозных наук» /. Пер. с араб. яз. книги “Ихйа’ ‘улум ад-дин”. В десяти томах. – 1-й том, 2-е издание. – Стр,196.

Руководитель комитета просвещения «Федерации мигрантов России»,

Хайриддин Абдулла

Вам также могут понравиться