На вопросы газеты «Мигранты сегодня» ответил председатель Комиссии по межнациональным и межконфессиональным вопросам Общественного совета при Постпредстве Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации Магомед Владимирович Ажуев

— Расскажите, пожалуйста, чем занимается Ваша Комиссия?
— Комиссия по межнациональным и межконфессиональным вопросам при Постпредстве Республики Дагестан в Москве оказывает помощь в адаптации дагестанцам в России за пределами республики. Приезжая в регионы с иными традициями, культурами, наши земляки оказываются в некоем информационном вакууме – не знают, как оптимальнее вести себя в обществе, чтобы и свою идентичность сохранить и наладить добрый, продуктивный контакт с окружающими. Им, конечно, нужен какой-то пример эффективного коммуницирования, решения тех или иных близких им вопросов, которые, может быть и не возникают у обычных жителей этой местности, но для дагестанца, мусульманина могут быть весьма значительны.
Не всегда наш земляк может выйти и спросить это у любого и каждого, мы не так воспитаны, у нас гораздо больше культуральных ограничений и религиозной табуированности, какими-то вопросами молодежь не посмеет смутить старшего, мужчина — женщину. Поэтому мы проводим мониторинг вопросов и проблем, возникающих у наших земляков вне Дагестана, анализ, разрабатываем варианты эффективных решений, которые устраивали бы все стороны социализации и индивидуального общения, проводим соответствующие конференции, семинары, индивидуальные консультации в ВУЗах, национальных школах, в воинских частях, по исправительных колониях и других учреждениях и общественных площадках. Стоит отметить, что мы работаем не только с нашими земляками, но и с теми, кто нам близок по культуральным традициям, религиозным убеждениям, с теми, кто интересуется нашей культурой и обычаями, как национальными, так и религиозными, – так что поле деятельности у нас обширное.

— Какие чаще всего возникают вопросы у ваших земляков вне Дагестана?
— Есть этические нормы и традиции республики, религиозные традиции – как Вы знаете, Дагестан в большей части мусульманская республика, хотя у нас есть и православные, и иудеи. Кроме этого, Дагестан – многонациональная республика и, кроме республиканских и религиозных традиций, у нас есть еще и национальные традиции, а в Дагестане около 40 национальностей. Выезжая в другие регионы, дагестанец из общества, пронизанного достаточно самобытными традициями попадает в совершенно иное культуральное пространство. При том, что дагестанцы воспитаны на уважении и бережном отношении к окружающим, и мы очень миролюбивый и гостеприимный народ, в совершенно ином социуме бывает трудно – не каждый может открыто спросить, например, где можно сделать намаз, а в исламе это недолгий, но обязательный ритуал, определенный по времени, не всегда молодому человеку понятно, как вести себя с девушкой, и при желании проявить себя с лучшей стороны он может перестараться и по местным меркам показаться слишком демонстративным или навязчивым.

— Как Вы считаете, светское и религиозное образование не должны разделяться?
— Есть понятие светского образования. Есть понятие религиозного образования. Но лично мне такое деление не нравится. Хотя у нас по закону религия отделена от государства. Но что такое религиозное образование и образование вообще? Само образование традиционно, изначально было религиозным. Возьмем современную медицину, сейчас лечение травами, голоданием и прочим – это нетрадиционная медицина, когда вам что-то отрежут – это традиционная медицина. Так и с образованием. Понятие религиозного образования со временем, в силу исключительно исторических, политических обстоятельств получило «негативную коннотацию». А ведь это закон Божий, это «инструкция», которой Бог наставляет нас на Путь через своих посланников. И то, что несут пророки людям – не убей, не воруй, не прелюбодействуй – это и есть религиозное образование.
Заповеди у всех одинаковые. И науки все оттуда идут, из веры, из заповедей. Все ученые так или иначе занимаются познанием Бога, познанием мира им созданным, они познавали и познают Бога через химию, физику, искусство. Просто на определенном этапе осознанное понимание познания мира, как творения Божьего, заменили голым изучением материи, назвав это светскостью. Из религии взяли один из ее лучших продуктов — науку. Потом создали отдельную современную «религию» под названием гуманизм. И сейчас выступают философы, политологи, говорят, что надо делать добро – выдают это за свои мысли и высказывания – а ведь эти истины существуют давно, и у них есть автор.
Религиозное образование – это приходская школа, медресе, хедеры. Тебя там учат читать, в том числе на языке духовных книг твоей религии. Что плохого, если ты знаешь еще какой-то язык? Это развивает человека. Что плохого, если ты знаешь законы нравственности и морали? Нельзя обманывать, нельзя зариться на чужое, нельзя оскорблять человека. Что плохого, если ты десять лет учишься в школе, и тебе десять лет параллельно все это рассказывают? Хотя бы один час в день. Мы же отдаем детей на музыку, в спорт. Главное, чтобы это было качественное образование, контролируемое государством. Религиозное образование должно быть лицензированное. И сейчас многое делается в этом направлении.

— Спортивные мероприятия, могут ли они решать вопросы созидания дружеских отношений людей разных национальностей?
— Мы готовы решать вопросы через любую тему. Что касается Дагестана и кавказских регионов, то любой дагестанец от рождения имеет «первый взрослый разряд по вольной борьбе». Спорт — как фактор объединения и улучшения межнациональных отношений хорошее подспорье, но из нашего региона последнее время сознательно или нет делается некая территория, в которой существует только спорт. Классическая борьба или вольная борьба – хорошие виды спорта, традиционные виды спорта, но сейчас пошла популяризация таких видов, как бои без правил и ММА. И спортсмены-дагестанцы побеждают на многих соревнованиях. И современные дети очень хорошо знают таких спортсменов, но они не знают ученых, деятелей культуры и искусства.
Вот недавно дагестанец стал самым молодым доктором физико-математических наук в России. В 26 лет! Никто про это не знает – подарили часы, книжку и отправили домой. А когда недавно один спортсмен выиграл большое состязание – ему подарили машину, квартиру и на всю страну прославили. К сожалению, такое отношение к науке.
Спорт – это всегда хорошо, но популяризация жестокости в спорте – это очень плохо. Ислам запрещает бить человека по лицу – это грех. Нельзя человеку ломать руки и ноги. А из этого сделали спорт, азарт. Это некий морально-нравственный возврат в Средневековье и еще дальше, к эпохе гладиаторских боев с ее любовью к крови и насилию. Из всех видов спорта стараются сделать эпическое шоу.
Если спорт дает возможность поддержанию здоровья, реализации себя, в том числе и творческой, приучает к дисциплине, ответственности, отвлекает от экстремистских идей -это благо, а если отвлекает от науки, искусства, прививает агрессию, нездоровое соперничество, то это совсем не благо. Помните, как в советские времена была распространена производственная зарядка. Сейчас мы от общей физической культуры уже ушли – зарядку не делаем, водой не обливаемся, не бегаем. На уровне государственной программы этого нет, а спорт должен идти в массы, а не быть только спортом больших достижений, за который людям порой приходится расплачиваться не только здоровьем, но и жизнями.

— Вы говорили о прекрасном спортивном опыте советского времени. Может, есть и другой прекрасный советский опыт?
— В Советском Союзе был советский человек. Без национальности. Не было никаких разделений. Положительный опыт советского народы был, и он сделал возможным на такой большой территории дружбу многонационального народа. Это был колоссальный опыт. А мы от него отказываемся, и заимствуем технологии из Европы. И по этим европейским технологиям пытаемся строить межличностные отношения. Советский опыт несомненно надо перенимать и использовать.
Мы все наследники народа, который прошел Великую Отечественную войну – и не спрашивали тогда, кто ты по национальности. Воевали все вместе. Мой дед назвал сына именем друга, с которым воевал – Владимир. Вот они ценности — дружба, и чтобы не было войны. А сколько сейчас идет войн по всему миру. И очень печально, что многие из них идут именно в мусульманских странах и в ряде случаев они ведутся под флагами ислама, религии на самом деле миролюбивой и не имеющий отношения к личным выгодам тех, кто развязывает эти войны.

— Что Вы хотите пожелать Федерации мигрантов России?
— Знаете, я всегда желаю врачам, чтобы у них не было работы, кроме как профилактической – чтобы все были здоровы и не надо было никого лечить. Вот и Вам также! Чтобы Ваша работа была больше связана с обменом позитивным опытом и было как можно меньше проблем, связанных с миграцией, религиозными и национальными вопросами.

Вам также могут понравиться