Навруз – персидский новый год

Название праздника «Навруз» имеет древние персидские корни и обозначает «Новый день» (от «нав» – новый и «руз» – день). Навруз – праздник весны, день весеннего равноденствия, первый день Нового года. Он совпадает с первым днём древнеиранского месяца «Фарвардина», началом месяца «Хамал» (Овен) по солнечному календарю хиджры, и с 21 марта летосчисления по григорианскому календарю (новый стиль). Празднуется Навруз ежегодно по новому стилю с 21 по 24 марта. В эти равноденствия продолжительность дня и ночи одинакова и составляет 12 часов.

Традиция празднования Навруза не изменилась за всю его многовековую историю. К приходу Нового года тщательно готовятся: накануне устраивают генеральную уборку в домах, дворах, улица, обязательно стирают всю одежду и, конечно, рассчитываются с долгами. Накануне праздника – до восхода Солнца – необходимо завершить все подготовительные хлопоты: приготовление праздничных блюд, уборку жилья и украшение комнат цветущими ветками деревьев.В преддверии Навруза высаживают саженцы молодых деревьев и приступают к полевым работам. В дни празднования принято ходить друг к другу в гости, навещать пожилых соседей и родственников, устраивать праздничные базары и раздавать милостыню. Навруз – это праздник единения. В эти дни проходят массовые праздничные гулянья, мусульмане ходят из дома в дом, собираются в мечетях, на площадях, на природе, готовят национальные угощения. Символом же Навруза на протяжении тысячелетий остается традиционным суманак.

КАК ГОТОВИТСЯ СУМАНАК?

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ЗА НЕДЕЛЮ ДО ПРАЗДНИКА В ПОСУДЕ С НЕГЛУБОКИМ ДНОМ ЗАМАЧИВАЮТ ЗЁРНА ПШЕНИЦЫ. КО ДНЮ РАВНОДЕНСТВИЯ ЗЕРНА ПШЕНИЦЫ ВОЗРОЖДАЮТСЯ К ЖИЗНИ И ДАЮТ ЗЕЛЁНЫЕ РОСТКИ.

Считается, что чем длиннее ростки проросшего зерна, тем обильнее будет урожай в наступающем году. Проросшие зёрна толкут в металлической ступе, кладут в казан, заливают водой, добавляют муку и варят в течение 10-12 часов. Женщины, участвующие в приготовлении суманака, стоя у казана, постоянно помешивают «живительную амброзию». В результате получается необычное, экзотическое и сладкое на вкус кушанье.Поразительным является тот факт, что при варке ни сахар, ни мёд не используются. Суманак должен быть готовым до восхода солнца в основной день праздника. Во время приготовления суманака женщины и дети поют праздничные песни, читают стихи. Суманак – это не простое кушанье, это нечто священное, впитавшее в себя всеобщую любовь готовящих праздничное сакральное блюдо. Поэтому перед приготовлением блюда ведущий повар читает суру «Фатиха» и «Ихлас» из Корана. Суманак раздают всем соседям, родственникам, близким, друзьям. Перед тем как вкусить суманак, можно загадать три желания и они непременно исполнятся в течение года! Но только в том случае, если мусульманин чист сердцем и благороден в своих желаниях, мыслях и помыслах. На праздничный стол ставятся блюда, названия которых начинаются на буквы «с» и «ш». Как правило, накрывают два праздничных стола: «хафтсин» и «хафтшин». «Син» и «шин» – это названия букв «С» и «Ш» в персидском алфавите. А «хафт» обозначает число 7. В зороастризме и Исламе цифра 7 считается священной. В дни празднования мусульманского Нового года в каждом кишлаке, селе, городе устраиваются национальные спортивные игры: гуштинг (борьба силачей), конные скачки, бузкаши (козлодрание), бичилбози, аргамчинбози (перетягивание каната), ланкабози, тухмзанак, идгардак….В дни Навруза в людях проявляются их добродетельные качества, они действительно становятся чище, добрее и светлее. Душа демонстрирует свою Божественную сущность, а телесное начало соединяется с природой: радуется каждой зелёной травинке и проснувшейся от зимней спячки букашке. Одним словом, в дни празднования Навруза мусульманин любит жизнь и свою, и ту новую, что зарождается вокруг.

ИСТОРИЯ НАВРУЗА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА НАВРУЗ УХОДИТ СВОИМИ КОРНЯМИ В ДОПИСЬМЕННУЮ ЭПОХУ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРАЗДНИК ПРИОБРЁЛ В ПЕРИОД ИСТОРИИ АХЕМЕНИДСКОЙ ИМПЕРИИ, КАК ПЕРСИДСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ПРАЗДНИК ЗОРОАСТРИЗМА.

Навруз оставался национальным праздником и полтора тысячелетия назад, когда арабы, вдохновлённые новым учением, в основу которого было положено Откровение последнего Пророка Мухаммада (да, благословит его Аллах и приветствует!), совершили попытку объединить всех людей независимо от их национальной и расовой принадлежности на основе единого религиозного исламского мировоззрения.

Персо-таджикский народ принял ислам абсолютно искренне и без насилия. Мусульманская вера с этическими установками Корана не противоречила зороастризму. А наглядный пример земной жизни Пророка Мухаммада, который жил в аскезе, избегал роскоши, довольствовался простой пищей, жил в скромной обстановке, отказался от царских титулов, сделал ислам за короткий исторический период главной религией в Передней и Центральной Азии, на севере Африки, в Индии и странах Тихоокеанского региона. Примечательной особенностью победного шествия ислама является тот факт, что арабы не только не уничтожали города и селения, они не истребляли местное население, не посягали на имущество коренных жителей, сохраняли в целости культовые сооружения, не запрещали соблюдать персидские обычаи, говорить на персидском языке «фарси» и использовать местные наречия. Когда народы Хорасана и Мавераннахра были обращены из зороастризма в исламскую веру, арабы не отменили празднование Навруза. Напротив, они приспособили под него свой солнечный календарь и стали считать за первый день Нового года первый день месяца «Хамал» Во времена Халифата «абаситов» арабы также использовали календарь Навруза (Таърихи Табар, т 9, с 218 и т 10, с 39 и также т 11, с 203). И во времена Халифата «умави» и «абаситов» халифы принимали подарки в дни празднования Навруза и одобряли обрядовые действия (Таърихи Яъкуб, т 2, с 306 и 313). Абурайхан Беруни в своей книге «Алосорул-бокия» приводит хадис о том, как Пророк Мухаммад принимал подарки в дни празднования Навру-за, благодарил дарителя и по-детски радовался. Имам Бухари в своей книге «Аттаърихул-кабир, Бухор» (т. 1, с 414 Хаммод ибни Салама от Ал ибни Зайд от Сиъри Тамим) повествует о том, как великий подвижник Али (р), четвёртый халиф, двоюродный брат и зять Мухаммада, женатый на дочери Пророка – Фатиме, также с радостью и благодарностью принимал подарки в дни Навруза. Таким образом, историография ислама рассказывает современникам о том, как древний персидский праздник зороастризма стал свидетельством культуры доверия в мусульманском мире. Навруз под различными названиями широко распространён во многих куль-турах Передней и Средней Азии, входивших в зону влияния персидской культуры в дни существования великой Персидской империи. Старейший источник, где указано празднование Навруза, – это священная книга зороастризма «Авеста». Из неё следует, что истоки праздника уходят в глубокую древность – третье тысячелетие до нашей эры. История происхождения Навруза, по мнения Омара Хайяма, об этом поэт рассказал в своей книге «Наврузнома» («Книга о Наврузе»), восходит ко времени существования одного из древнейших в истории персов царств – царства Пешдодиён. Великий персидский поэт Фирдоуси в своей книге «Шахнаме» связывает происхождение праздника с легендарным королем Джамшедом. Талантливейший из персидских поэтов повествует о том, как персидский царь Джамшед построил себе трон из чистого золота (по легенде, это был первый трон в истории человека) и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца. Золото ослепительно блестело под солнечным светом. Царский трон стал светить, словно солнце. Этот день назвали Наврузом, и стали праздновать его как начало нового года. В «Наврузнаме» говорится: «Когда Джамшед постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел его в обычай как праздник. Цари и другие люди последовали ему». Многочисленные персоязычные поэты: Беруни, Фараби, Саъди, Хафиз, Низами, Руми также посвящали празднику Навруз свои поэтические творения. Навруз, рождённый в Персии, стал неотъемлемой частью культуры мусульманского мира. Его празднование является свидетельством уважения истории и традиции наших далёких предков. В эти первые весенние дни человеческий разум очищается от эгоизма, зла, страстей и вожделения, разрушающих душу, и переключается на созерцание красоты Божественной природы.

Вам также могут понравиться