ПОСТ ДЛЯ ТЕХ РЕГИОНОВ, ГДЕ НЕ НАСТУПАЕТ НОЧЬ
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/18
Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России (Совет улемов ДУМ РФ и СМР) в ходе очередного заседания, состоявшегося 1-го числа месяца Ша‘бан 1439 года по лунному календарю, что соответствует 17-му апреля 2018 г. по григорианскому календарю, и проходившего в культурно-просветительском центре по адресу ул. Ленинская слобода, д. 9, постановил: жители г. Тюмень, в котором не происходит полного заката и восхода солнца, обязаны придерживаться при совершении намазов расписания ближайшего к ним города, где световой день сменяется ночью, например, г. Байконур.
ПОСТ ДЛЯ ТЕХ РЕГИОНОВ, ГДЕ НЕ НАСТУПАЕТ НОЧЬ
Прежде всего, необходимо упомянуть о том, что жителям регионов, где день и ночь определяются полным восходом и заходом солнца, следует совершать все пять намазов в определенное для них шариатом время, даже если световой день летом очень долгий, а зимой – слишком короткий. Священный Коран гласит: «Выстаивай молитву-намаз, начиная с полудня и до ночных сумерек (до наступления темноты), и [обратись] к чтению Корана на заре [во время совершения утренней молитвы (Фаджр)]. Поистине, чтение Корана ранним утром [с появлением зари, во время совершения утренней молитвы-намаза или после нее] свидетельствуют [ангелы]». Также в Коране сказано: «Воистину, предписано верующим совершать молитву-намаз в строго определенное время».
Известен хадис от Бурайды (да будет доволен им Аллах) о том, что некий человек спросил Пророка о времени молитвы, и он ответил ему: молись с нами эти два [дня]. Когда солнце отклонилось от зенита, он повелел Билялу, чтобы тот произнес азан, затем повелел ему, чтоб тот произнес икамат на полуденную молитву (Зухр), затем повелел ему, чтобы он призвал к послеполуденной молитве (Аср), когда солнце было еще высоко и ярко; затем велел ему призвать к вечерней молитве (Магриб), когда солнце скрылось; затем повелел ему призвать к ночной молитве (Иша), когда исчезла вечерняя заря; затем повелел ему призвать к утренней молитве (Фаджр), когда начался рассвет. Когда же наступил второй день, повелел ему призвать к полуденной молитве, когда жара спала; и совершил послеполуденную молитву, когда солнце было ниже, чем в первый раз; и совершил вечернюю молитву перед исчезновением зари; и совершил ночную молитву после трети ночи; и совершил утреннюю молитву, когда рассвет усилился. Затем он сказал: «Где тот, кто спрашивал о времени молитв?» И мужчина ответил: «Это я, о Посланник Аллаха». Пророк произнес: «Время вашей молитвы между теми [границами], которые вы видели». В первый день Посланник Аллаха совершил молитвы в начале наступления их времени, а во второй день отложил молитвы ближе к концу и совершил перед завершением их времени, сообщив, что время молитвы между двумя этими границами. Это – помимо множества других хадисов, указывающих на границы времени пятикратной молитвы словесно и наглядно, не делая различий между длинным световым днем и коротким или длинным ночным временем и коротким, пока времена молитв различаются согласно тем критериям, которые разъяснил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Что касается регионов, где солнце не заходит летом и не восходит зимой, или где день и ночь продолжаются до полугода, то их жители должны совершать молитву, ориентируясь на время восхода и захода солнца близлежащего региона, где различаются день и ночь. Основой для этого является следующий хадис: «Когда Посланник Аллаха рассказал о Даджале, у него спросили о том, сколько времени он пребудет на Земле, и он ответил: «Сорок дней: день как год, день как месяц, день как неделя, а остальные дни – как ваши». У него спросили: «О Посланник Аллаха! В день, который как год, достаточно ли нам молитв одного дня?». Он ответил: «Нет, определите количество (по году)».
Таким образом, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) не приравнял день, подобный году или подобный месяцу к обычному дню, а обязал совершать пять молитв в течение суток и повелел им распределить времена молитв, принимая в расчет временные отрезки, соответствующие обычному дню в их регионе. Поэтому мусульмане обязаны соблюдать времена молитвы по расписанию молитв в ближайшем регионе, где различаются день и ночь.
Из вышесказанного следует, что жители г. Тюмень, Республики Коми и других городов и регионов, в которых не происходит полного заката и восхода солнца, обязаны придерживаться при совершении намазов расписания ближайшего к ним региона, где световой день сменяется ночью, например, города Байконур.
Истина ведома Аллаху