Как вы считаете, существует ли необходимость создавать в России национальные (этнические) школы выходного дня?
Коженов Вадим Викторович, Президент Федерации мигрантов России.
— Я думаю, именно школы (т.е. с четким расписанием и преподаванием различных предметов) создавать не нужно, дети и так устают за неделю в обычной школе, дополнительная нагрузка ни к чему, пусть лучше отдохнут и наберутся сил. А вот создавать центры, где дети смогут получше изучить русский язык, особенно если это будет в игровой или соревновательной форме, где смогут вместе со взрослыми сделать уроки и лучше понять предмет, где будет дошкольная подготовка для самых маленьких, где будут различные творческие кружки — это было бы очень хорошо. Но очень важно сформировать приятную и позитивную атмосферу в таких местах, чтобы дети, оказавшись там в первый раз, захотели приходить туда снова и снова.
Важным элементом адаптации мигрантов является постоянное общение с местных населением. Если дети разных национальностей будут проводить выходные вместе, тогда в будущем им будет проще и легче понимать друг друга, и вероятность нездоровых проявлений национализма будет минимальна.
Рахман Халил-Ур, Глава «Землячества Пакистанцев».
— Уже есть такая практика на государственном уровне, на уровне мигрантов, которые живут в России. В российских школах можно сделать дополнительные занятия, которые будут знакомить детей с разными культурами, с их традициями и обычаями. И мигрантам это важно, чтобы они свое не забывали.
Но есть и такое понятие, как религиозное воспитание. И важно, чтобы дети его получали в широком формате. Сейчас есть предмет «Религии мира». Мне кажется, что нужно их разбить на отдельные предметы по религиям – Христианство, Мусульманство, Протестанство, Иудаизм. Важно изучать каждую религию. В этом направлении надо работать, чтобы в выходные дни были занятия по религиям.
Что касается этнических школ, то это скорее разделяет, чем объединяет. Чтобы у них не было ощущения, что они в Тулу со своим самоваром приехали, надо адаптировать наших детей (кроме религии) к российским реалиям и законам. Надо адаптировать там, где они находятся. Надо создавать центры адаптации, чтобы появилось новое многонациональное общество, живущее по единым законам. Здесь обучение в этнических школах ничего не даст, наоборот, усложнит интеграцию.
Хуршеда Давроновна Хамракулова, Член Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, вице-президент Международной Академии духовного единства и сотрудничества народов мира, руководитель Комиссии по культуре Общественного Совета при Посольстве Республики Таджикистан, председатель совета РОО «Таджикский культурный центр».
— Конечно! Школы нужны всегда. Вот, например, какие цветы Вы любите? Допустим, ирисы. Вот представьте, что на всех лугах растут только ирисы. Это будет интересно? Нет. Луг прекрасен
разнотравьем. И то, что у нас столько культур, столько традиций – это наше неизмеримое богатство, которое надо беречь. Если будут существовать национальные школы воскресного дня, то это только расширит кругозор людей.
Ведь мы и так все одинаковые – раз-день нас и поставь рядом – мы все одинаковые, лишь оттенки кожи и волос разные. И хотим мы все одного и того же. Говорю ли я с удмуртами или чукчами, русскими или таджиками… Желания у всех одни – чтобы не было войны, был кусок хлеба, чтобы все были здоровы и имели возможность получить образования и медицинской помощи. Все хотят быть людьми, а не «тварью дрожащей». Мы все в этом смысле одинаковые.
И я работаю на этом поприще уже более 20 лет, потому что мне важно сохранить и преумножить наше национальное богатство. Люди, приходящие на наши Наврузы, часто подходят с благодарностью и говорят, что они даже не представляют, что это может быть так красиво! Конечно, они не представляют – ведь они никогда этого не видели. Чем меньше человек видит, тем меньше у него интерес к чему-то. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь, насколько мир многообразен и не поддается полностью твоему осмыслению.
Хайдар Шах, поэт.
— Считаю, что для реализации национальной политики, установленной Путиным, в частности, в тех вопросах, где говориться о социализации мигрантов, мы, мигранты, должны и обязаны не только адаптироваться к Российской культуре, но и сохранить свою культуру, особенно сохранить свой родной язык. Это принесет только пользу России, так как Российская многонациональная культура от этого богатеет. При этом мы сохраним свою идентичность.
Магомед Владимирович Ажуев, Председатель Комиссии по религии Общественного Совета при Постпредстве Республики Дагестан в Москве.
— Любые шаги в сторону просвещения делают общество более образованным и осознанным. Конечно, национальные школы выходного дня, как я их понимаю, могли бы помочь нашим детям узнать о всем многообразии народов России и с пользой провести время. Но для этого не обязательно называть такие мероприятия школами и проводить их только по выходным, здесь могут быть разные формы организации и времени посещений. Также это может быть полезным для сохранения традиций национальных культур и языка для тех регионов, где они утрачиваются в силу сокращения востребованности национальных языков по естественным причинам редкого их использования вне дома, в межнациональных семьях, для малочисленных народов. Например, энцев, северных народов России осталось не больше 200 чел., ижорцев – 450 чел., саамов – около 2 тыс. чел. Конечно, эти народы надо изучать. Непростая ситуация с языками и в Дагестане. На заседании Общественной палаты Дагестана, например, предложили пересмотреть преподавание родных языков, а также истории, культуры и традиций народов Дагестана. Но, если проанализировать, на изучение каких языков чаще отдают родители своих детей, то это, конечно, будет английский, за ним сейчас в нашем регионе идет арабский, после немецкий, китайский и французский. Русский, конечно, дополнительно также берут для своих детей для укрепления знаний по школьным предметам. Обращения за изучением родных языков – единичные случаи. Насколько мне известно, сейчас тема национального языка активно обсуждается и в Татарстане, но там это связано, конечно, не с малочисленностью говорящих на этом языке, а совсем иными факторами.
Создание национальных, этнических школ — хорошая просветительская идея, но важно понимать, какая идея при этом реализуется, насколько она востребована и как ее лучше доносить, тогда и вопросов об этом не будет, будут и частные инициативы, и общественная востребованность.
Зенебе Кинфу Тафесе, Профессор РУДН и руководитель Комитета науки и образования.
— Для современного человека может возникнуть вопрос – правильно ли мы понимаем словосочетание «Воскресная школа»? Каковы её цели и задачи сегодня? Что там делают, чем занимаются? Каковы цель посещения и ожидаемые результаты от Воскресной школы для слушателей? Отвечая на эти вопросы, следует отметить, что общие положения работы школы должны соответствовать следующим условиям: Во-первых, Воскресная школа — это необычная школа, к которой мы привыкли как к общеобразовательной школе с её партами и звонками, мелом и досками, дневниками и тяжёлыми рюкзаками. В Воскресной школе многое устроено по-другому. Это школа-семья, это костяк прихода, это место, где каждый ребёнок понимает, что быть участником действа – это здорово! И мы одна большая дружная семья! В Воскресной школе мы с радостью познаем нашу культуру, языки и веру, традиции, а также учимся Русской культуре — традициям, истории и законам РФ.
Во-вторых, учитывая, что сегодня у детей и особенно у подростков, слово «школа» вызывает определённые стереотипы и, так сказать, синдром усталости, мы должны действовать по-другому. В общем, в нашей Воскресной школе не может быть или нет учеников, есть воспитанники, есть друзья. У нас нет парт, а есть один зал, где мы собираемся вместе и проводим занятия. Учебно-воспитательный процесс не только внутренне, но и внешне должен отличаться от обычной школы. Мы обязаны делать акцент на том, что ребята учатся в непринуждённой обстановке, они сочетают знания и творчество, игру и путешествия, труд и другие виды деятельности. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы наши воспитанники познавали Россию и сохраняли сваи родные языки, культуру, верования в условиях, соответствующих их психофизическим особенностям развития, в условиях максимально открытой среды, отличающейся от столь привычной для них общеобразовательной школы.
Главное — это привить нашим воспитанникам любовь к себе, к людям, к стране, Богу и к окружающей среде. Это должна быть высокая цель! Но маленькими шагами, сообща вкладывая силы, постараемся идти к ней! Идти вместе, крепко держась за руки, одной семьёй, всегда готовых принять новых друзей, живущих с нами рядом.