— Я думаю, именно школы (т.е. с четким расписанием и преподаванием различных предметов) создавать не нужно, дети и так устают за неделю в обычной школе, дополнительная нагрузка ни к чему, пусть лучше отдохнут и наберутся сил. А вот создавать центры, где дети смогут получше изучить русский язык, особенно если это будет в игровой или соревновательной форме, где смогут вместе со взрослыми сделать уроки и лучше понять предмет, где будет дошкольная подготовка для самых маленьких, где будут различные творческие кружки — это было бы очень хорошо. Но очень важно сформировать приятную и позитивную атмосферу в таких местах, чтобы дети, оказавшись там в первый раз, захотели приходить туда снова и снова.
Важным элементом адаптации мигрантов является постоянное общение с местных населением. Если дети разных национальностей будут проводить выходные вместе, тогда в будущем им будет проще и легче понимать друг друга, и вероятность нездоровых проявлений национализма будет минимальна.
— Уже есть такая практика на государственном уровне, на уровне мигрантов, которые живут в России. В российских школах можно сделать дополнительные занятия, которые будут знакомить детей с разными культурами, с их традициями и обычаями. И мигрантам это важно, чтобы они свое не забывали.
Но есть и такое понятие, как религиозное воспитание. И важно, чтобы дети его получали в широком формате. Сейчас есть предмет «Религии мира». Мне кажется, что нужно их разбить на отдельные предметы по религиям – Христианство, Мусульманство, Протестанство, Иудаизм. Важно изучать каждую религию. В этом направлении надо работать, чтобы в выходные дни были занятия по религиям.
Что касается этнических школ, то это скорее разделяет, чем объединяет. Чтобы у них не было ощущения, что они в Тулу со своим самоваром приехали, надо адаптировать наших детей (кроме религии) к российским реалиям и законам. Надо адаптировать там, где они находятся. Надо создавать центры адаптации, чтобы появилось новое многонациональное общество, живущее по единым законам. Здесь обучение в этнических школах ничего не даст, наоборот, усложнит интеграцию.
— Конечно! Школы нужны всегда. Вот, например, какие цветы Вы любите? Допустим, ирисы. Вот представьте, что на всех лугах растут только ирисы. Это будет интересно? Нет. Луг прекрасен
разнотравьем. И то, что у нас столько культур, столько традиций – это наше неизмеримое богатство, которое надо беречь. Если будут существовать национальные школы воскресного дня, то это только расширит кругозор людей.
Ведь мы и так все одинаковые – раз-день нас и поставь рядом – мы все одинаковые, лишь оттенки кожи и волос разные. И хотим мы все одного и того же. Говорю ли я с удмуртами или чукчами, русскими или таджиками… Желания у всех одни – чтобы не было войны, был кусок хлеба, чтобы все были здоровы и имели возможность получить образования и медицинской помощи. Все хотят быть людьми, а не «тварью дрожащей». Мы все в этом смысле одинаковые.
И я работаю на этом поприще уже более 20 лет, потому что мне важно сохранить и преумножить наше национальное богатство. Люди, приходящие на наши Наврузы, часто подходят с благодарностью и говорят, что они даже не представляют, что это может быть так красиво! Конечно, они не представляют – ведь они никогда этого не видели. Чем меньше человек видит, тем меньше у него интерес к чему-то. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь, насколько мир многообразен и не поддается полностью твоему осмыслению.
— Считаю, что для реализации национальной политики, установленной Путиным, в частности, в тех вопросах, где говориться о социализации мигрантов, мы, мигранты, должны и обязаны не только адаптироваться к Российской культуре, но и сохранить свою культуру, особенно сохранить свой родной язык. Это принесет только пользу России, так как Российская многонациональная культура от этого богатеет. При этом мы сохраним свою идентичность.
— Любые шаги в сторону просвещения делают общество более образованным и осознанным. Конечно, национальные школы выходного дня, как я их понимаю, могли бы помочь нашим детям узнать о всем многообразии народов России и с пользой провести время. Но для этого не обязательно называть такие мероприятия школами и проводить их только по выходным, здесь могут быть разные формы организации и времени посещений. Также это может быть полезным для сохранения традиций национальных культур и языка для тех регионов, где они утрачиваются в силу сокращения востребованности национальных языков по естественным причинам редкого их использования вне дома, в межнациональных семьях, для малочисленных народов. Например, энцев, северных народов России осталось не больше 200 чел., ижорцев – 450 чел., саамов – около 2 тыс. чел. Конечно, эти народы надо изучать. Непростая ситуация с языками и в Дагестане. На заседании Общественной палаты Дагестана, например, предложили пересмотреть преподавание родных языков, а также истории, культуры и традиций народов Дагестана. Но, если проанализировать, на изучение каких языков чаще отдают родители своих детей, то это, конечно, будет английский, за ним сейчас в нашем регионе идет арабский, после немецкий, китайский и французский. Русский, конечно, дополнительно также берут для своих детей для укрепления знаний по школьным предметам. Обращения за изучением родных языков – единичные случаи. Насколько мне известно, сейчас тема национального языка активно обсуждается и в Татарстане, но там это связано, конечно, не с малочисленностью говорящих на этом языке, а совсем иными факторами.
Создание национальных, этнических школ — хорошая просветительская идея, но важно понимать, какая идея при этом реализуется, насколько она востребована и как ее лучше доносить, тогда и вопросов об этом не будет, будут и частные инициативы, и общественная востребованность.
— Для современного человека может возникнуть вопрос – правильно ли мы понимаем словосочетание «Воскресная школа»? Каковы её цели и задачи сегодня? Что там делают, чем занимаются? Каковы цель посещения и ожидаемые результаты от Воскресной школы для слушателей? Отвечая на эти вопросы, следует отметить, что общие положения работы школы должны соответствовать следующим условиям: Во-первых, Воскресная школа — это необычная школа, к которой мы привыкли как к общеобразовательной школе с её партами и звонками, мелом и досками, дневниками и тяжёлыми рюкзаками. В Воскресной школе многое устроено по-другому. Это школа-семья, это костяк прихода, это место, где каждый ребёнок понимает, что быть участником действа – это здорово! И мы одна большая дружная семья! В Воскресной школе мы с радостью познаем нашу культуру, языки и веру, традиции, а также учимся Русской культуре — традициям, истории и законам РФ.
Во-вторых, учитывая, что сегодня у детей и особенно у подростков, слово «школа» вызывает определённые стереотипы и, так сказать, синдром усталости, мы должны действовать по-другому. В общем, в нашей Воскресной школе не может быть или нет учеников, есть воспитанники, есть друзья. У нас нет парт, а есть один зал, где мы собираемся вместе и проводим занятия. Учебно-воспитательный процесс не только внутренне, но и внешне должен отличаться от обычной школы. Мы обязаны делать акцент на том, что ребята учатся в непринуждённой обстановке, они сочетают знания и творчество, игру и путешествия, труд и другие виды деятельности. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы наши воспитанники познавали Россию и сохраняли сваи родные языки, культуру, верования в условиях, соответствующих их психофизическим особенностям развития, в условиях максимально открытой среды, отличающейся от столь привычной для них общеобразовательной школы.
Главное — это привить нашим воспитанникам любовь к себе, к людям, к стране, Богу и к окружающей среде. Это должна быть высокая цель! Но маленькими шагами, сообща вкладывая силы, постараемся идти к ней! Идти вместе, крепко держась за руки, одной семьёй, всегда готовых принять новых друзей, живущих с нами рядом.