Коллективная трапеза: Как только Посланник Аллаха и его сподвижники слезли со своих верблюдов и положили поклажу на землю, было решено, что нужно зарезать барашка и приготовить из него ужин. Один из сподвижников сказал: «Я отрежу барашку голову». Другой добавил: «А я буду сдирать с него шкуру». Третий сказал: «Я буду жарить мясо». Все остальные сподвижники также распределили между собой различные обязанности. Посланник Аллаха сказал: «А я соберу в пустыне хворост». Люди стали говорить: «О Посланник Аллаха! Не утруждайте себя и сидите, ни о чем не беспокоясь, мы сами с большой радостью все сделаем». Посланник Аллаха ответил: «Я знаю, что вы всё сделаете, но Аллах не любит видеть, как Его раб находится в особом положении рядом со своими друзьями, потому что наделяет себя преимуществом перед другими». Затем он отправился в пустыню, собрал там необходимое количество колючек и хвороста и принес к месту стоянки. (Кухль аль-басар. С. 68.)
Имам Бакир (А) и неверующий: Имама Бакира, да будет доволен им Аллах звали Мухаммад б. Али б. Хусайн, а Аль-Бакир было его прозвищем и означало «вскрывающий». Его Светлость называли Бакир аль-‘Улум, то есть «вскрывающим науки». Один неверующий стал издеваться и глумиться над Имамом Бакиром, переиначив его имя и назвав его не Бакир, а «бакр», что означало «корова». Он сказал ему: «Анта бак-рун», то есть «Ты корова». Имам без малейших признаков недовольства или раздражения на лице самым простым образом ответил ему: «Нет, я не корова, я Бакир». Неверующий продолжил:
– Ты сын женщины, которая была поварихой.
– Таково было ее ремесло, в этом нет ничего постыдного.
– Твоя мать была черной, бесстыжей и сквернословящей женщиной.
– Если все сказанное тобой о моей матери является правдой, то пусть Аллах смиловится над ней и простит ее грехи, а если это ложь, то пусть Аллах простит твой грех, ведь ты солгал и произнес хулу. Такая скромность в человеке, который мог сделать что угодно, чтобы проучить своего обидчика, даже не являвшегося мусульманином, произвела в душе того целый переворот и склонила его сердце к Исламу. Вскоре этот неверующий стал мусульманином. (Бихар аль-анвар. Т. 11. Халат Имам аль-Бакир (Состояния Имама Бакира). С. 83)
Сириец и Имам Хусейн: Один сириец (житель провинции Шам) прибыл в Медину для совершения хаджа или с какой-то другой целью. Его внимание привлек человек, сидевший на обочине. Сириец спросил: «Кто этот человек?» Ему ответили: «Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб». Слышанные сирийцем ранее неправдоподобные домыслы вызвали в нем приступ гнева, так что он стал что было сил ругать и поносить Хусейна ибн Али, желая тем самым приблизиться к Аллаху. Когда он высказал все, на что хватило его фантазии, и отвел душу, Имам Хусейн, да
будет доволен им Аллах нисколько не рассердившись и не выказав ни малейшего недовольства, посмотрел на него с любовью и симпатией, после чего прочитал несколько айатов Корана о благонравии, прощении и снисходительности и сказал: «Мы готовы оказать тебе любую услугу или помощь». Затем он спросил: Ты из Сирии? Да. Я уже сталкивался с таким настроем и знаю причины подобного поведения. Потом он сказал: «Ты чужой в нашем городе. Если ты в чем-либо нуждаешься, я готов тебе помочь, готов принять тебя в моем доме. Готов одеть тебя и дать тебе денег». Сириец, ожидавший резкого ответа и нисколько не предполагавший, что столкнется с таким снисхождением и терпимостью, был настолько потрясен, что сказал: «Я бы хотел, чтобы земля разверзлась и поглотила меня, но я не допустил такого необдуманного нахальства. До сих пор на всей земле для меня не было более ненавистных людей, чем Хусейн и его отец. Однако с этого момента, напротив, для меня нет никого любимей него и его отца».(Нафсат аль-масдур. С. 4.)
Христианин и кольчуга: Во времена халифата Али в Куфе однажды потерялась кольчуга халифа. Некоторое время спустя она была найдена у одного христианина. Али вызвал его к судье и обратился к тому с тяжбой: «Эта кольчуга принадлежит мне, я не продавал ее и никому не дарил. Теперь я обнаружил ее у этого человека». Судья сказал христианину: «Халиф выступил с иском против тебя, а что же скажешь ты?». Христианин сказал: «Эта кольчуга принадлежит мне, но в то же время я не опровергаю слова халифа – возможно, он просто ошибся». Судья повернулся к Али и сказал: «Ты выдвинул обвинение, но этот человек опроверг его. В таком случае тебе нужно привести свидетеля, который подтвердит твои слова». Али рассмеялся и сказал: «Судья говорит правду. Мне стоило бы привести свидетеля, но у меня нет никакого свидетеля». На основании того, что истец не представил свидетеля, судья вынес решение в пользу христианина, который взял кольчугу и ушел. Однако сам христианин прекрасно знал, кому принадлежит кольчуга. Пройдя несколько шагов, он почувствовал муки совести и вернулся обратно. Он сказал: «Такое правление и поведение не могут исходить от обычного человека. Это правление, присущее пророкам». Далее он признался, что кольчуга принадлежала Али. Спустя некоторое время этого человека увидели принявшим Ислам и ревностно сражавшимся в битве при Нахраване под знаменем Имама Али. (Аль-Имам ‘аля саут аль-‘адалят аль-инсаниййа. С. 63.)
Бедняк и богач: Посланник Аллаха, как обычно, сидел среди своих сподвижников, которые окружили его и обрамляли его, словно оправа перстня, обрамляющая драгоценный камень. В тот момент в дверь вошел один мусульманин, который был бедным человеком, одетым в лохмотья. Согласно исламской традиции, каждый человек, какое бы положение он ни занимал, посещая собрание, должен посмотреть, имеется ли свободное место, и сесть именно там, не принимая во внимание какие-то особые соображения по поводу того, куда он должен садиться в силу своего положения. Пришедший осмотрелся по сторонам и нашел свободное место, отправился туда и сел. Рядом с ним случайно оказался видный и богатый человек. Этот богач подобрал свою одежду и отодвинулся от нищего подальше. Посланник Аллаха заметил его поступок, повернулся к нему и спросил:
– Ты испугался, что к тебе пристанет что-то от его бедности?
– Нет, о Посланник Аллаха!
– Ты испугался, что часть твоего богатства перейдет к нему?
– Нет, о Посланник Аллаха!
– Ты испугался, что он замарает или испачкает твою одежду?
– Нет, о Посланник Аллаха!
– Так почему же ты отвернулся и отодвинулся от него?
– Признаю, что совершил ошибку. Теперь, дабы загладить свою вину и искупить свой
грех, я готов отдать половину своего имущества этому моему мусульманскому брату, по отно-шению к которому я допустил такую оплошность. Тогда человек в лохмотьях сказал:
– Но я не готов его принять. Присутствовавшие спросили: Почему?
–Потому что я боюсь, что однажды меня одолеет гордость и я поступлю со своим бра-том-мусульманином так же, как поступил сегодня со мной этот человек. (Усуль аль-Кафи. Т. 2. Баб фадль фукара аль-муслимин (Раздел о достоинстве бедняков-мусульман).
Аль-Газали и разбойники: Знаменитый исламский ученый Аль-Газали (1058–1111) – исламский богослов, правовед, философ и суфий, родом из области Хорасан в Иране — был выходцем из Туса. В то время, а именно в пятом веке хиджры, Нишабур был центром и крупнейшим городским поселением той области и считался средоточием науки. Все стремившиеся к знаниям в тех краях стекались сюда для обучения. Аль-Газали также, по тогдашнему обыкновению, прибыл в Нишабур и Горган, где он много лет с большим рвением и любовью обучался у великих ученых и преподавателей своего времени. Чтобы не забывать все то, чему он обучался, и не растерять собранные им крупицы знания, он постоянно все записывал, а затем сшивал свои записи в тетради. Эти тетради, содержавшие в себе результаты его многолетнего труда, он хранил как зеницу ока. Спустя многие годы Аль-Газали решил вернуться на родину. Он собрал все свои тетради, сложил их в сумку и отправился вместе с караваном в свой родной город. Случилось так, что караван повстречался в пути с шайкой воров и разбойников, которые перекрыли ему дорогу и стали растаскивать все имущество и вещи путников. Очередь дошла и до пожитков Аль-Газали. Как только воры приблизились к его сумке, он начал умолять их: «Заберите все, что у меня есть, кроме этого, оставьте это мне». Воры подумали, что в этой сумке наверняка хранится что-то очень ценное и дорогое. Они открыли сверток, но не обнаружили в нем ничего, кроме охапки исписанных чернилами бумаг. Они спросили:
– Что это еще такое и зачем это нужно?
– Чем бы это ни было, вам оно не понадобится, но мне это очень нужно.
– Зачем это тебе нужно?
– Это плоды моей многолетней учебы. Если вы заберете их у меня, я лишусь своих знаний, а все мои многолетние усилия на пути знания пропадут даром.
– Так это и есть все твои знания?
– Да.
– Знание, которое можно положить в котомку и украсть, – это никакое не знание. Иди
и подумай о своем положении.
Эти простые и грубые слова потрясли душу способного и умного Аль-Газали. До того
самого дня он считал, что должен, словно попугай, слушать учителя и записывать всё им ска-занное в тетрадь, а теперь решил воспитывать свой ум размышлением и больше думать, изучать прочитанное, чтобы заносить все полезное в тетрадь своего разума, а не на бумагу. Аль-Газали говорит: «Лучшее наставление, указавшее мне путь в моей интеллектуальной жизни, я услышал от простого вора». (Газали-наме. С. 116).
Добытое потом: Имам Казим трудился и обрабатывал землю на своем собственном участке. Из-за долгой работы все тело Имама покрылось потом. В это время к нему пришел Али б. Аби Хамза аль-Батаини и сказал:
– Да буду я жертвой на твоем пути! Почему ты не поручишь эту работу другим людям?
– Зачем мне поручать ее другим? Люди намного лучше меня самого всегда занимались этим трудом.
- Кто, например?
- Посланник Аллаха и Повелитель правоверных, все мои отцы и деды. Работа и труд на земле являются частью сунны всех пророков, их наследников и достой-ных рабов Аллаха. (Бихар аль-анвар. Т. 11, с. 266 )
Руководитель комитета просвещения «Федерации мигрантов России»,
Хайриддин АБДУЛЛА