«Мы живем в постмодерне и должны понимать законы нашего времени»

На вопросы газеты «Мигранты сегодня» ответил представитель Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной почве ФАДН, Айказ Маисович Микаелян.

Несколько лет назад Вы выступили с инициативой ввести в ВУЗах дисциплину по формированию гражданской идентичности…

— Речь не шла об отдельной дисциплине, скорее наоборот, об интегративном методе реализации воспитательно-просветительской деятельности через различные учебные дисциплины и внеучебную деятельность. Говорилось о необходимости систематизирования работы в сфере формирования и укрепления гражданской идентичности, которая позволит молодому человеку в обществе понимать свои права, свои обязанности, свою ответственность, свое место, осознавать, как ему взаимодействовать с другими людьми. Но самое главное, мы обратили внимание на то, что работа по формированию должна быть комплексной, а не сегментированной отдельными мероприятиями, что важно создание эффективных методик, современной научной базы, что необходима подготовка специалистов в этой области.

Согласитесь, что, если человек хочет стать специалистом высокого уровня в какой-либо сфере, он должен получить весь комплекс знаний – и начинается все сначала в школе, от букв к словам, от простых понятий к более сложным, потом в ВУЗе на протяжение нескольких лет более углубленно, затем на практике. Лишь после освоения различных этапов знания и навыков он вырастит в профессионала. Так должно быть и в вопросе формирования гармонично развитой личности и гражданской идентичности.    

Стоит отметить, что вопрос формирования гражданской идентичности идея не новая, но, к сожалению, из-за того, что у нас с 2000-х годов единая система воспитания была практически упразднена, то в каждом образовательном центре воспитательная работа проводится по-разному – этой работе не хватает систематизации.

Опять же надо понимать, что формирование гражданской идентичности – это не отдельный предмет к изучению, это целый комплекс мероприятий, таких как молодежные или студенческие форумы, культурные мероприятия, межэтнические и межнациональные фестивали, вечера памяти, чествование различных торжественных дат, изучение истории, культуры, патриотическое воспитание и т.д. Также важнейшим механизмов формирования гражданской идентичности является вовлечение молодежи в реализацию совместной, общей деятельности. И благодаря общим делам формируется общая ответственность.

— Но ведь студенты — личности уже достаточно сформированные…

— Не совсем так.  В этом возрасте еще не до конца сформирована физиология, ни говоря об идеологии. То, что студенты являются окончательно сформированными личностями и с ними бесполезно работать – это ошибочное мнение, и скорее является проявлением слабости и свидетельством того, что ответственные за эту работу специалисты просто не смогли найти подход к ним.

Важна именно ВУЗовская система, потому что там собираются молодые люди, которые, с одной стороны, еще имеют определенные «пробелы» в знаниях, и при этом они очень хотят куда-то примкнуть, стать участниками важных процессов и мероприятий. Им нужно место для подвига… И ведь, заметьте, даже исторически так сложилось, что многие революции делаются руками студентов. Студенты являются самой динамичной и трендообразующей частью общества. Их взрослая жизнь только начинается, перед ними бесконечное количество вариантов выбора в самых различных областях, и при этом никаких «фильтров» пока еще нет, поэтому к ним попадает любая информация.

В наше время под влиянием информационных источников человек может кардинально поменять свои взгляды несколько раз за свою жизнь. Безусловно, есть воспитание родителей, но с каждым днем оно занимает все меньше места в формировании личности. Семья в современном информационном обществе может заложить всего лишь базис, максимум процентов 20%. Все остальное формирует окружающая среда, информационное поле и социальные медиа, ибо по количеству получаемых единиц информации эти источники несопоставимо больше, чем семья. Представьте, сколько школьники и студенты проводят времени с родителями, а сколько в Интернете.

Сознание человека формируют единицы информации. И опять же, если молодые люди и захотят себя проявить, то это будет не перед родителями, а перед друзьями, перед своим социумом, и как следствие значение будут иметь те ценности, которые важны в окружении человека.

Воспитание родителей – это как некий ключик, который родители дают детям, но потом дети уже сами выбирают, какие двери им открывать и открывать ли их вовсе. 

— То есть на сегодняшний день именно информационное пространство формирует человека?

— Конечно. В последние годы очень сильно поменялся алгоритм информационного воздействия. Представьте: наших дедушек и бабушек в своем маленьком поселке получали в день единицу информации. Потом появились газеты, радио, упростились отношения между городом и деревней, и вот уже поколение наших родителей стали получать в 17 раз больше единиц информации. Количество, получаемое нами увеличилось в 40 раз по сравнению с дедушками из-за увеличения количества каналов на телевидении, развития различных медиа, появления Интернета и т.д. А сейчас ежедневно молодые люди получают сотни единиц информации… Человек просыпается и первым делом начинает в лентах социальных сетей смотреть новости… А ведь количество времени в сутках не поменялось — те же 24 часа, которые давались на анализ 1 единицы информации поколениям наших дедушек и 300 и более единиц информации у современной молодежи. И как успеть качественно обработать всю полученную информацию? Никак. Особенно молодым людям, которым еще сложно анализировать, которым не хватает опыта и навыков для этого. Так что не просто возможно, а даже нужно формировать гражданскую идентичность студентов.

И надо понимать, что, если человек пришел в ВУЗ сформированной личностью, это значит, что кто-то его уже обработал… Ведь порой восприятие формируют те, кого ты в жизни никогда и не видел.

— Раньше направляли примером…

— Это работало, когда не было альтернативной информации. А теперь нужно четко понимать ее объем: например, в случае 20 плохих примеров против одного хорошего, сработает, к сожалению, плохой.

К тому же категории «вредно — полезно, хорошо — плохо, можно — нельзя» для молодежи никогда не были определяющими. Молодым людям важно то, что «модно», отсюда такие производные как «хайп» и «тренд». И не столь важно, что «хайп» может быть негативным или аморальным, главное добиться внимания и реакции аудитории. Именно через эти категории удовлетворяется инстинкт самореализации – а он один из базовых у человека.

— Что же делать?

— Нужно понимать, базовые законы информационного пространства. 100 раз повторенная ложь работает лучше любой правды. Потому, чтобы донести молодому человеку правильную позицию, нам необходимо создавать множество единиц этой правды, чтобы в конкурентной борьбе нейтрализовать все изобилие ложной и засоряющий пространство информации.  Информация – это продукт, и надо производить ее соответственно: использовать большее количество каналов, альтернативные источники, создавать качественный контент, работать с трендами, растить лидеров мнения… Мы живем в постмодерне и должны понимать законы этого времени.

— Вы регулярно проводите огромные Форумы для молодежи. О чем Вы с ними говорите?

—  О природе взаимодействия людей, о месте религии, о месте этнического самосознания. проще говоря то, что не имеет значение национальность врача, если тебе нужна медицинская помощь. Мы пытаемся объяснить молодежи, почему эти категории важны для нас и для них. Нельзя получить первое место на спортивных соревнованиях, потому что ты исповедуешь какую-то религию или принадлежишь к какой-то национальности. Мы показываем, как стереотипное мышление исключительно через религиозную или национальную призму может помешать увидеть объективную картину целиком и повлиять на правильное принятие решения. Мы говорим, что категории национальные и религиозные не являются конкурирующими гражданской идентичности, они параллельные, взаимодополняют друг друга.

Ведь основная проблема возникает тогда, когда идентичности противопоставляются. Нужно четко понимать, что у каждый человек обладает многоуровневой идентичностью: семейная, региональная, этническая, профессиональная, гендерная, религиозная, гражданская и так далее. И например, когда в рамках какого-то опроса человеку задают вопрос: кто вы в первую очередь татарин, мусульманин или россиянин, он задумывается и оказывается перед абсолютно некорректным и недопустимым выбором!  Молодых людей, у которых нет навыков понимания данных категорий, такой вопрос выбора идентичности может поставить в тупик или заставить сделать выбор в сторону одной из категорий в ущерб другим. 

— Что приводит к таким явлениям, как экстремизм…

— Экстремизм – это социальный вирус, проникший в общество результат низкого уровня гражданкой идентичности. Представьте организм человека и его иммунную систему. Для государства роль этой иммунной системы выполняет именно гражданская идентичность (единство и сплоченность граждан).  Когда система ослаблена, то все больше вирусов могут привести к возникновению болезней. А если иммунную систему (гражданскую идентичность) ежедневно и системно укреплять, то никакой вирус не страшен. Потому профилактика экстремизма в ее превентивной форме направлен именно на укрепление гражданской идентичности.

— Существует стереотип, что терроризм и экстремизм основываются на религиозных идеях…

— Терроризм и экстремизм манипулируют религиозными категориями для того, чтобы влиять на людей. Это вопрос манипулирования информацией, именно работы с «пробелами» знаний, о которых мы говорили ранее. А сама схема крайне проста: все начинается со слова, а дальше слово становится идеей, далее формируется видение и уже ведется работа, и человек начинает действовать…

— Недавно Федерация мигрантов России провела Круглый стол на тему «Профилактики экстремизма и терроризма в среде мигрантов». Много внимания уделили вопросу адаптации мигрантов как одному из путей данной профилактики…

— Мне кажется, что мы не всегда полноценно понимаем категорию работы с мигрантами. Представьте, самолет – там же не важно, какой национальности граждане, им в равной мере объясняют правила безопасности и поведения на борту самолет, одинаково кормят и поят, в равной мере просят их соблюдать установленные порядки. Позиция «я тут временно, и мне не важны порядки этого самолета» не совсем адекватна. Но с другой стороны и у нас должны быть эффективные механизмы для адаптации иностранных граждан, приезжающих в Россию на заработки.

Мы много работаем в сфере адаптации мигрантов, но я вижу, что в этом процессе почти не участвуют основные «выгодополучатели» труда иностранных граждан — бизнес-среда. Все мероприятия по адаптации и социализации мигрантов проводят федеральные и муниципальные представители органов власти, национальные диаспоры или общественные организации. При этом все понимают, что прибыль получают от мигрантов именно бизнесмены. Именно бизнес создает для мигрантов микроклимат, в котором отражены не только трудовые условия и требования, но и приемлемые поведенческие нормы.

Безусловно, представители бизнеса берут на себя ответственность в рамках трудового кодекса, в вопросах оформления документов, уплаты налогов, но как субъект адаптации и социализации мигрантов представители бизнеса практически никак не задействованы. А нужно понимать, что, если мы не адаптируем мигрантов, и они не знают русского языка, культуры, традиций, они живут в своем замкнутом социуме, что, как следствие, может стать причиной в том числе и каких-то сложных конфликтных ситуаций.

Я не говорю о том, чтобы переложить этот сложный процесс на представителей бизнеса полностью. Конечно, это должно быть нашим общим делом, но ни у кого не должно быть возможности не участвовать в помощи адаптации тех людей, кого они привлекли из другой страны и на чьем труде зарабатывают. Этот процесс должен стать в том числе и их ответственностью.

— Какими должны быть межнациональные отношения?

Вопрос межнациональных отношений очень простой. Все в природе подчинено одному закону: единство в многообразии. Не существует текста из одной буквы, леса из одного растения или музыки из одной ноты. Так и люди созданы разными, чтобы они могли познавать друг друга, другие культуры, другие языки, другие традиции и обычаи, другие религии. Благодаря взаимодействию разного рождается новое, и именно это является двигателем эволюции в природе. Ярким примером этого является мировая культура, как квинтэссенция человеческих достижений всех времен. Стала бы мировая культура более совершенной или цельной без немцев Баха и Бетховена, русских Достоевского и Толстого, итальянцев Микеланджело и Да-Винчи, или множество других представителей определенных национальностей? Мировая культура сформировалась и существует именно благодаря взаимодействию и диалогу.

— Что Вы можете пожелать Федерации мигрантов России?

—  Я хотел бы вам пожелать одновременно и роста в возможностях идеологической работы, и простоты в доступности — чтобы люди легко вас понимали.

Вам также могут понравиться