Шариатские фетвы о разных темах
Вопрос: Можно ли сдавать кровь для переливания не мусульманину больному или нуждающемуся при несчастных случаях?
Ответ: Если не мусульманин живет под правлением мусульман, или не мусульманин живет мирно с нами, и нет войны между ним и нами, и он нуждается в помощи, то нет ничего неправильного в том, чтобы дать ему кровь, в качестве благотворительности.
Аллах сказал в Своей Книге: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ» (Сура Испытуемая , Айат 8). Аллах сообщает нам о тех неверных, которые не сражались с нами и не изгоняли нас из наших домов. Он не запретил нам проявлять к ним доброту, хорошо обходиться с ними и помогать тому, кто сильно нуждается в срочной помощи.
Вопрос: Разрешено ли женщине носить линзы?
Ответ: Что касается линз, то если в них есть польза для усиления зрения, и ее зрение
слабое, что она нуждается в линзах, то она подобно тому, как одевает очки, если зрение слабое. Или же у нее дефект, и она одевает эти линзы, чтобы убрать этот дефект, то нет в этом ничего плохого (противоречащего шариату). Но если глаза здоровые, одевают ради моды подбирая под цвет своей одежды, или же ради забавы, то это то, что мы видим неразрешенным.
Вопрос: Слышит ли умерший людские разговоры, их похвалу в его адрес и высказывания о нем?
Ответ: Да, слышит. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Поистине, покойник знает, кто моет его, и кто несет его, и кто помещает его в могилу». (Имам Ахмад в «Аль-Муснад», ат-Табарани в книге «Аль-Авсат»)
Также Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, рассказал от Сурайджа бин Юнуса от Убайды бин Хумайда, от Аммара, от Салима бин Абиль-Да’да, разыАллаху анхум, что Хузайфа сказал: «Поистине, душа находится у ангела, когда тело его моют, и, поистине, ангел отправляется с ним в могилу, и когда засыпают его землей, он вводит душу в него, и его начинают допрашивать». («Озарение сердец», стр.62. 1-е издание. Издательский дом «ДарульФикр», 2011 г. – 198 с.)
Вопрос: Можно ли целовать руку учёного в знак уважения?
Ответ: Целовать в знак уважения руку пророку, учёным, устазам (духовным наставникам), исламским учителям, праведникам, родителям, старшим из числа родственников, в Исламе приветствуется. Сподвижники целовали руки и ноги Пророку (мир ему и благословение), проявляя уважение и выявляя любовь к нему и к Аллаху. И сегодня сотни миллионов мусульман, когда целуют руки учёным и истинным шейхам, то целуют только в знак любви и уважения, потому что шейхи, праведники, учёные – это наследники пророков, как сам Пророк мир Ему рассказывал в достоверных преданиях.
Целование рук Пророка (мир ему и благословение): Один из иудеев сказал своему товарищу: «Отведи меня к этому Пророку», затем они пришли к Посланнику Аллаха мир Ему и задали ему вопрос о девяти знамениях. В конце этого хадиса говорится: «И они поцеловали ему руку и ногу и сказали: «Свидетельствуем, что ты Пророк!»» (привёл имам Навави в книге «Риязу ссалихин», № 889. Этот хадис также привёл имам Тирмизи).
Целование рук другим, помимо Пророка (мир ему и благословение): От ибн Джудъана, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Сабит, да будет доволен им Аллах, спросил у Анаса, да будет доволен им Аллах: «Соприкасался ли ты до Пророка рукой?» Тот ответил: «Да». Тогда Сабит поцеловал его руку. (аль-Бухари в книге «Адиб», № 974; имам Ахмад, 3 т., № 111).
Слова учёных о дозволенности целовании руки: Суфьяну ас-Саври сказал: “Целование руки человеку учёному или справедливому правителю – желательно”» («Бину аль-Хакаик», 6 т., 25 стр.).
Имам Малик сказал: “Если целование из-за величия и гордости, то это макрух (порицаемо), а если он целует руку для приближения к Аллаху (путём благодати) из-за знаний того человека, почтения к нему и его религиозности, то это дозволено”» («Фатх аль-бари», 11 т., 84 стр.).
Вопрос: Является ли чтение дуа после совершения коллективного намаза бида (нововведением)?
Ответ: Чтения дуа после любого фарз-намаза является сунной. Так поступал благословенный Посланник Аллаха мир Ему, и его сподвижники. Существует множество доказательств коллективного чтения дуа в Коране и в Сунне, как в рамках совершения намаза, так и отдельно. Всевышний Аллах сказал нашему господину Мусе и нашему господину Харуну (мир им): «Принята ваша молитва (О Муса и Харун)!» (Сура «Юнус», 89). От сподвижников и саляфов, мнения которых совпадают по этому вопросу, передаётся, что способ такого обращения к Всевышнему состоял в том, что Муса (мир Ему), обратился с мольбой к Всевышнему, когда Харун (мир ему), сказал: «Амин», – как сообщалось имамами тафсира от Ибн Аббаса, Абу Хурайры, Абу аль-Алийи, Абу Салиха, Икрима, Мухаммада ибн Кааб аль-Курази, Раби ибн Анаса и других. (Тафсир Ибн Кассира (2/656), ас-Суюти в книге «Ад-Дурр аль-Мансур» (3/315).
Хабиб ибн Масляма аль-Фихри сообщает, что он слышал, как Посланник Аллаха мир Ему сказал: «Нет такой группы, которая собирается и один из них читает молитву, а другие говорят: «Амин», – кроме такой у которой Аллах принял их молитву» (Записано Табрани в «Аль-Муджам аль-Кабир», 4/26 и Хакимом в его «Мустадраке», 3/347 и он называет этот хадис достоверным (сахих)). Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха мир Ему, когда поднимал свои руки во время обращения к Всевышнему, не опускал их до тех пор, пока не протрёт ими свое лицо». («Сунан» Тирмизи, 5/131)
Абу Шаддад сообщает, когда жил Убада ибн аль-Самит, он подтвердил это, разыАллаху анхума: «Мы были в доме Посланника Аллаха мир Ему когда он спросил: «Есть ли среди вас чужаки?» Он имел в виду одного из людей Писания. Мы сказали: «Нет, О Посланник Аллаха». Он велел закрыть дверь и сказал: «Поднимите свои руки и скажите: «Ля иляха илляЛлах»». Мы подняли руки на некоторое время. Затем он сказал: «О Аллах! Воистину, Ты послал меня с этими словами и пообещал за это Рай. Воистину, Ты не разрушишь надежду». Затем он сказал: «Радуйтесь, Аллах простил вас» (Приводит имам Ахмад в «Муснаде», 4/124, Табрани в «Аль-Муджам аль-Кабир» и отмечено Хайфизом аль-Мунзири как хороший (хасан) хадис.)
Приведенные выше и другие сообщения являются ясным доказательством того факта, что коллективное обращение к Всевышнему не противоречит Сунне и не является нововведением (бида). Это относится как к обращению в рамках намаза, так и отдельно.
Вопрос: Можно ли посещать кладбище и читать Коран за умерших?
Ответ: Чтение Корана над могилами покойных подтверждается Священным Кораном и хадисами Пророка мир Ему.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то Аллах (Бог, Господь) облегчит участь их [покоящихся на кладбище]». (Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434.) Посланник Аллаха мир Ему сказал: «Читайте вашим покойникам суру Йасин». (Ахмад привел в «Муснаде» (5/26). Также этот хадис с похожими цепочками передали ан-Насаи в «Ас-Сунан аль-Кубра» (6/268 хадис 10914), аль-Байхаки в «Аш-Шуабе» (2/480, хадис 2458), ат-Табарани в «Аль-Кабире» (20/230 хадис 541), а также аль-Хайсами в «Маджма` аз-Заваид» (6/311)).
«Кто идет меж могил и читает «куль хува ллаху ахад» (То есть 112-ю суру Священного Корана. ) одиннадцать раз, а затем дарует воздаяние (саваб) умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся [на кладбище]» (Хадис передан от ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Абу Бакра ан-Наджара. Аль-‘Айни Б. говорит: «Хадис передан Абу Бакром ан-Наджаром в книге «Ас-сунан». См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434. Этот хадис также цитируется Мухаммадом ибн Ахмадом аль-Куртуби в книге «Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира» (С. 85).
Передается, что сын Умара ибн аль-Хаттаба, Абдулла ибн Умар, завещал, чтобы на его могиле была прочитана вторая сура Священного Корана, «аль-Бакара» ( См.: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.) Имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар», ссылаясь на сподвижника Абдуллаха ибн Умара, пишет: «После захоронения умершего читать над ним начало и конец суры «Аль-Бакара» является сунной».
Вопрос: Как относится Шариат к проведению мавлида в месяце Раби уль-Авваль? Одобряется это или нет?
Ответ: Имам ас-Суюти в книге «Аль-Хави филь-Фатава» (том 1, стр. 181–182) на этот вопрос ответил так: «Мне близко совершение мавлида, которое представляет собой собрание людей ради чтения аятов Корана, рассказов из истории о начале пророчества, а также о чудесах, связанных с рождением Пророка Мухаммада. Как хорошо потом расставить собравшимся угощения – вот такое собрание является хорошим нововведением, т. е. «аль-бид‘а аль-хасана», за которое получает вознаграждение тот, кто организовал его, так как в этом есть возвеличение и почтение степени Пророка, проявление радости его рождению. Первым же, кто начал совершать мавлид таким образом, был правитель Ирбиля аль-Музафар Абу Саид Кавкабарий. Он был одним из знатных и щедрых правителей». Учёные-богословы написали книги, в которых обосновывали дозволенность празднования мавлида и привели шариатскую основу в пользу этого.
Посланник Аллаха мир Ему отмечал день своего рождения путём соблюдения поста. Когда его спросили о причине его поста в понедельник, Пророк мир Ему ответил: «Это день, в котором я родился», как будто он чествовал этот день в знак благодарности за своё рождение. Пророк мир Ему отмечал день своего рождения, зарезав двух барашек, с большими рогами в качестве жертвы (акика) за своё рождение. Когда Посланник Аллаха мир Ему прибыл в Медину, он обнаружил, что тамошние иудеи постятся в день Ашура. Он спросил о причине их поста, и они ответили: «Это день, в котором Аллах спас пророка Мусу (мир ему)». Пророк Мухаммад мир Ему сказал: «Мы (мусульмане) ближе, имеем больше прав на Мусу (мир ему), чем вы» и так же стал соблюдать пост в этот день и повелел это своим сподвижникам. И в день Ашура пост соблюдался таким образом до тех пор, пока Всевышний не предписал мусульманам пост в месяце Рамадан.
Итак, чествование мавлида Пророка мир Ему имеет шариатскую основу и традиционно практикуется людьми. Это относится к тем факторам, которые усиливают любовь к Пророку мир Ему в сердцах людей и доставляют радость сердцам наших детей, потомков. Поэтому нам всем следует проявлять радость по случаю рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Руководитель комитета просвещения «Федерация мигрантов России»,
Хайриддин Абдулла.