Шариатские фетвы о разных темах
Принимается ли пост человека, не читающего намаз?
Если человек, не читающий намаз, постится в Священный месяц Рамазан, он получает награду (саваб) за свой пост. Однако, в то же время он погрязает в грехе за то, что не совершает намаз. Потому что намаз (молитва) является отличительным признаком мусульман. Уважаемый Пророк говорил об этом следующее: «Поистине, признаком, отделяющим мушриков и мусульман является намаз» [Муслим, Иман – 134.]. Поэтому желательно не только держать пост, но и начать поклонение Всевышнему через намаз (молитву).
Может ли человек изменить себя, или он останется таким, каким есть?
Некоторые люди, когда им указываешь на ошибки, говорят: «Я не исправлюсь. Я такой, какой есть», или говорят: «Я — это я, и не собираюсь меняться», — они никогда не изменятся. Потому что они не хотят меняться, у них нет такого намерения. С ними нельзя вести диалог, потому что они не воспринимают того, что им говорят. Если кто-то будет утверждать, что «человек никогда не изменится», тогда они также должны утверждать, что Всевышнему не было смысла отправлять пророков, потому что они пришли в этот мир, чтобы донести людям ценности религии, с целью разжечь искру и активизировать способности внутри человека. Да, каждый с помощью воспитания может достичь необходимого уровня. Каждый человек способен подняться на уровень, который сможет его спасти от Ада. Каждый может достичь уровня, когда он станет полезным для людей. Послание Всевышним пророков является этому доказательством. Заповеди Аллаха в разных местах Священного Корана указывают на это. Человек потенциально создан как «ахсан-и таквим» (найлучший образ), но двигаться в сторону «аля-и иллиййн» (самая почетная степень людей в Раю) и «асфал-и сафилин» (самая низшая степень людей Аду) предоставлена человеческой природе. Он, может остановиться где-то между этими двумя точками. В этом случае вышесказанное человеком нужно оценивать, исходя из состояния человека, его характера и положения. Но если быть кратким и точным, тот, кто говорит: «Я не изменюсь, такова моя сущность, меня таким создал Всевышний» — это человек, ищущий оправданий, и его слова ни в коем случае не являются правильными. Однако правда в том, что каждый раскрывается и развивается исходя из особенностей своего собственного характера.
Дозволяет ли ислам курение кальяна?
Курение кальяна не разрешено, и все утверждения о том, что курение кальяна не вызывает зависимости, являются необоснованными и несоответствующими действительности. С точки зрения содержания вредных веществ, кальян гораздо вреднее сигарет. Исследования показывают, что выкуривание одной порции кальяна приравнивается к выкуриванию шестидесяти сигарет. Кроме того, уровень содержания никотина в табаке для кальяна в несколько раз превышает уровень никотина в обычных сигаретах. Наряду с этим в дыме кальяна содержится повышенное содержание мышьяка, никеля, кобальта, хрома и свинца. И поскольку курение кальяна является сознательным причинением вреда собственному здоровью, то оно подпадает под запрет, содержащийся в следующих аятах: «…не обрекайте себя на гибель» (аль-Бакара 2/295).
«…объявит дозволенным благое и запрещенным скверное» (аль-Араф 7/157).
Почему в Исламе нельзя обижаться на человека более 3-х дней?
Человеку свойственны различные чувства, в том числе и обида. Когда нам кажется, что с нами обошлись несправедливо, в чем-то притеснили, мы можем не только затаить в себе обиду, но и прекратить любые отношения с этим человеком. По словам Пророка, мусульманин не должен обижаться на ближнего более 3-х дней и 3-х ночей. Почему? Потому что на пике столкновения хочется дать волю эмоциям, а это может обидеть в ответ другого человека, испортить отношения и выставить вас не в лучшем свете. Поэтому 3 дня даны нам для того, чтобы дистанцироваться от «очага» воздействия, успокоиться, осознать и пересмотреть ситуацию, дабы не совершить ошибок, о которых придется потом сожалеть. Однако, если есть религиозная или шариатская причина, то в таком случае данные рамки могут быть растянуты. Верующие, в первую очередь, должны руководствоваться следующими хадисами:
- «Не разрывайте связь между друг другом, не поворачивайтесь спиной, не питайте ненависть по отношению и не завидуйте друг другу. О, рабы Аллаха, будьте братьями. Не дозволено мусульманину сердиться на своего брата по вере более 3-х дней» (Бухари, Адаб, 57, 58, 62; Муслим, Бирр, 23, 24, 28, 30-32).
- «Мусульманину запрещено сердиться на своего брата по вере более 3-х дней. Встречаются два мусульманина и, обидевшись, один из них отворачивается в одну, а другой – в другую сторону. Однако лучшим из них является тот, кто первым из них пойдет на примирение» (Бухари, Адаб, 62, Исти’зан 9; Муслим, Бирр 23, 25, 26).
- «В понедельник и четверг Аллах прощает каждому мусульманину, кроме придающих Аллаху сотоварищей и поссорившихся…» (Муслим, Бирр, 36).
Ислам – религия, предполагающая сплочение, дружбу и хорошие отношения между людьми. Не нужно обижаться на ближнего целыми днями и месяцами, ибо помните, что шайтан бесконечно рад тому, что верующие ссорятся и обижаются! Не забывайте: лучший тот, кто первым пойдет на примирение. Прощайте людей так же, как вы бы хотели, чтобы Аллах простил вас! Прощайте людей ради Аллаха! Не обижайте никого и не обижайтесь сами, ведь мирская жизнь так скоротечна.
Как должна выглядеть мусульманка, находясь дома?
В доме верующих людей царит особая духовная атмосфера, в которой каждый из членов семьи находит покой. Поэтому все члены семьи должны стараться беречь и сохранять эту духовную атмосферу. Невнимательность к домашней одежде и излишняя нагота нарушают эту духовную атмосферу. Особенно внимательным нужно быть, если в доме есть дети. Так как соблюдение матерью определенных норм в одежде играет важную роль в умственном и духовном развитии детей. Даже если в доме нет никаких других людей, там присутствуют ангелы. Но, что еще более важно, необходимо всегда помнить о том, что нас видит Аллах, которого мы должны стесняться больше всего. Да, наряду с тем, что женщина дома должна делать все необходимое, чтобы выглядеть привлекательно для своего мужа, следует избегать излишней обнаженности, которая могла бы привести к утрате чувства стыда. Чувство стыда перед Аллахом, ангелами и людьми – это большое достоинство и благодетель. Очень важным является то положение матери, которое она занимает в глазах ребенка.
Привлекательной женщина должна быть для своего мужа. Если дома женщина постоянно ходит излишне открытой и обнаженной, то спустя какое-то время она утратит свою привлекательность в глазах мужа. Поэтому можно сказать, что для того, чтобы выглядеть привлекательной в глазах мужа, женщине следует не столько обнажаться, сколько красиво и со вкусом одеваться. Одежда женщины должна создавать атмосферу тайны, так как тайна возбуждает любопытство, а любопытство в свою очередь увеличивает привлекательность. Так же в этом вопросе следует принимать во внимание тот факт, что сегодня дома строятся очень близко друг к другу, и каждое окно может стать местом наблюдения. Да, современные условия жизни создают множество ситуаций, которые не соответствуют принципам махрамиййата. И каждая женщина обязана принимать во внимание все эти моменты. В риваяте, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса сообщается, что мать правоверных Умму Саляма (радыйаллаху анха) даже находясь дома, не снимала с себя верхней одежды (Ибн Асир, Джамиуль-Усуль, 10/647).
Кроме всего прочего, у данного вопроса есть так же сторона, связанная с привычкой. Женщина, привыкшая дома носить одежду с глубоким декольте, может в силу привычки испытывать определенные трудности с тем, чтобы закрываться на людях. И даже не желая того, она может допускать некоторые ошибки в одежде. Чтобы избежать подобного, даже находясь дома, женщинам следует быть внимательными к одежде, отдавая предпочтение пути богобоязненности. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что у себя дома женщина может ходить с открытой головой, шеей, руками и открытыми ногами. Однако если женщина будет более внимательна к домашней одежде, то это больше будет соответствовать богобоязненности. Так как хождение по дому полностью обнаженной или обнажив часть тела от пупка до колен доставляет страдание ангелам.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Остерегайтесь сидеть полностью обнаженными, так как рядом с вами постоянно присутствуют ангелы, за исключением тех моментов, когда вы посещаете туалет или вступаете в интимную близость» (Тирмизи, Адаб, 42).
В другом риваяте сообщается, что один из сподвижников спросил: «Должны ли мы избегать наготы, когда находимся одни дома?». На что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Аллах более чем люди достоин того, чтобы стесняться Его» (Тирмизи, Адаб, 22).
Можно ли рассказывать другим о своих семейных проблемах? Когда рассказываешь, становится легче, но не грех ли это?
Аллах Всевышний говорит в Коране: «Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (аль-Бакара 2/187). Этот аят указывает на взаимную необходимость мужа и жены друг для друга. То есть это означает следующее: как одежда скрывает ваши недостатки, так и вы скрываете недостатки друг друга, храните ваши домашние тайны и никому не рассказывайте о них. Супруги ни в коем случае не должны рассказывать посторонним о слабостях и недостатках друг друга, храня это в строгой тайне. Исходя из этого, женщина не должна рассказывать своим соседям о плохих сторонах своего мужа, а также не должна чрезмерно расхваливать его. О своих семейных делах следует рассказывать нейтрально, так, чтобы слова не привлекали к себе внимания. Необходимо избегать любых слов, которые могли бы стать причиной ревности или злословия, и ни в коем случае нельзя извещать соседей о семейных тайнах. То есть так же, как женщина не должна загрязнять сердце своих соседей о своих домашних секретах, так же она не должна приносить и в свой дом секреты своих соседей. Это необходимо для того, чтобы сохранить доверие и дружбу между соседями на протяжении всей их жизни, и были довольны друг другом. В противном случае, соседские и дружеские отношения будут разрушены, и соседи, видя друг друга, будут думать про себя: «Ой, снова она идет! Что на этот раз она нам расскажет?». И это также обязательно приведет к утрате доверия супругов друг к другу.
Руководитель комитета просвещения «Федерация мигрантов России», Хайриддин АБДУЛЛА.