Стремление к знаниям есть долг каждого мусульманина
Мухаммад (мир ему), последний из пророков, давший миру Божественную религию с названием Ислам, указал нам этот путь: «Стремление к знаниям есть долг каждого мусульманина».
В Священной Книге, Коране, говорится о том, каким следует мусульманину быть, какое направление следует избрать, в какую сторону идти и какую цель преследовать. Согласно Исламу жить следует свободно и достойно. Быть нужно смелым и бесстрашным. Идти к намеченной цели постоянно и последовательно. Необходимо достигать совершенства. Но путь к совершенству лежит только через овладение знаниями.
В современном мире для получения образования нет больших преград. Необходимо иметь твердое желание самого человека. Наши великие предки в поисках знания совершали путешествие по всему миру. Они переводили научные труды и сами занимались научными исследованиям, став связующим звеном между античными цивилизациями Греции, Рима, Ирана, Египта, Индии… и Европой.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Ищите знание, даже если за ним вам придется отправиться в Китай».
Сегодня для овладения знаниями, для того, чтобы найти достойного учителя или интересующую нас книгу нет необходимости покидать свой дом. Нужно напрячь усилия, овладеть компьютером, и мир откроет свои тайны, а книги раскроют свои страницы.
Очень жаль, что современная молодежь не использует данный путь для своего совершенствования на пути к Истине. Молодые люди даже если и пользуются компьютером, то не для получения знания, а для удовлетворения животных инстинктов. Они опускаются до животного мира, становясь «сладострастными насекомыми». Большинство людей забыли, что животные, в отличие от человека, лишены возможности думать, размышлять и приобретать знания.
Обратим внимание на пассажиров в метро. Нельзя не заметить, что сегодня в московскую подземку возвращается культура чтения. Все чаще можно увидеть молодых людей с бумажными и электронными книгами в руках. Но, как правило, эти молодые люди не относятся к жителям Средней Азии. Это — коренное население России.
Мы же забыли, что в первом аяте, который Аллах послал мусульманам, было слово «Ик-ра», то есть «Читай».
А сегодня в метро можно увидеть группы людей, как правило, воинственно настроенной молодежи из числа жителей Средней Азии, которые демонстративно громко разговаривают, похотливыми взглядами провожают светловолосых девушек, иногда бросая им вслед слова на своем родном языке, которые девушка может посчитать за оскорбление.
Не случайно из уст местного населения в наш адрес можно слышать слова: «Какой дикий народ!» Своим поведением, своим невежеством мы позорим одну из величественных цивилизаций и культур в истории человечества, которая вошла в мир под названием «исламская цивилизация».
На вопрос: «Кто виноват?», — нельзя ответить однозначно. Конечно, виноваты в первую очередь родители. Раньше они стремились дать детям образование. Сегодня же перед ни-ми стоит одна задача: не дать детям умереть от голода и холода. То есть, мы деградировали настолько, что превратились в первобытных людей. «Плодимся и размножаемся», становясь неквалифицированной рабской силой для цивилизованного мира.
Но разве этому нас учит Коран?
Вспомним снова слова нашего Великого Пророка Мухаммада (да приветствует Аллах его и его род !), который сказал: «Где бы вы не нашли знание, у кого бы ни нашли его, даже у язычника или лицемера, берите это знание».
Но кто должен сегодня взять на себя тяжелый груз воспитания и возвращения мусульман на путь овладения знанием. Ответ однозначен: в первую очередь этот груз должен понести мулла, тот который руководит будничной молитвой.
Современный мулла должен быть не только грамотным, знающий наизусть те суры Кора-на, которые употребляются в ритуальной практике, он должен быть всесторонне развитой личностью, теологом, не только наизусть читающим аяты, но и умеющий донести до верующего мусульманина их истинное значение и содержание. Современный мулла должен быть профессиональным психологом для того, чтобы в любой момент прийти на помощь верующему мусульманину. Современный мулла должен стать разумным наставником для молодежи.
Приобщая мусульман к вере, нельзя ограничиваться только пятничной проповедью — Намаз Джумуа. К сожалению, среди современной молодежи мало здравомыслящих, разумных мужчин, тех, которые молятся не из-за корыстных намерений попасть в рай или же из-за страха перед адом, а возносят молитву любви и благодарности Аллаху.
Я наблюдал за тем, что происходит сегодня на общественных мероприятиях, посвященных мусульманским праздникам, на свадьбах или же на похоронах. И сделал печальный вывод. Сегодня оказалось не в чести вспоминать высказывание Пророка (да приветствует Аллах его и его род !) о том, что благодатно только то «Богатство, которое достигается законным путем человеком, который достоин иметь богатство и знает, как его использовать». А пользуются почетом и уважением у нас те, кто имеет власть, имущество и богатство, хотя при этом у таких людей отсутствуют богобоязненность и набожность.
Раньше родители тех детей, которые по мусульманской вере являются грешниками: пьющие, гулящие, наркоманы, сидящие в тюрьме, занимающиеся проституцией, воровством, в общественных местах вели себя тихо, скромно, молча сидели. А если начинали поучать, то им отвечали: «Ты лучше воспитывай и поставь на истинный путь своих детей, а потом учи нас». А мулла не ходили в дома к тем, кто «богатство достиг неправедным путем», и не кушал хлеб грешников.
Не к старикам и немощным стремится сегодня мулла в дни мусульманских праздников. Он стремится в дома олигархов, бизнесменов и наркоторговцев, пренебрегая первичным принципом мусульманина, принципом человечности и морали.
Пророк Мухаммад (мир ему) в одном своем хадисе говорит: «Так хорошо и приятно, ко-гда видим, что какие — то богатые и руководители посещают учёного. А так не приятно и позорно для ученых, которые ходят по домам богатых и руководителей только ради богатства».
Я беседовал со своими соотечественниками, простыми верующими мусульманами. Они плохо отзываются о сегодняшних имамах, говоря о том, что те презирают бедных людей, а за олигархами, за богатыми, за теми, кто находится во власти, бегают как собака бегает за куском мяса в руках хозяина.
Ислам уважает разум и считает его внутренним пророком Аллаха. Он считает разум од-ним из способов очищения. Ислам организован так, что в нем возможен иджтихад, то есть уяснение и применение общих и неизменных принципов к конкретным и изменчивым ситуациям. Нам суждено жить в мире современных нано-технологий. И мы сегодня должны рассматривать разум в качестве одного из исламских источников, поэтому вспомним, что благородство и достоинство мусульманина заключаются в трех вещах, в духовной борьбе с собственными недостатками, в набожности и чистоте духа, а главное знании, ибо сказано в Суре «Толпа»: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?».
И если мы сегодня хотим быть равными среди равных, то наши пути должны устремиться к знанию.
Руководитель комитета просвещения «Федерации мигрантов России»,
Хайриддин Абдулла.