Заратустра

Заратустра — великий мудрец, астролог, звездочет, основатель зороастризма, религии древних арийцев (персов).

Сегодня, когда пробуждается религиозное и национальное самосознание персо — таджикского народа, когда таджики называют себя арийцами, необходимо глубоко изучить древнюю арийскую ведическую культуры Ирана.

Главным законом арийцы провозглашали «равенство побежденных и победителей, уничтожение человеческих жертв и рабства, уважение к женщине у домашнего очага и учреждение священного огня, как видимого символа невидимого Бога».

Арийцами назывались предки многих индоевропейских народов — персов (таджиков), частично индийцев, осетин, германских, славянских, афганских и некоторых других племен.

Иран в числе Индии и Азии является колыбелью арийской цивилизации, подарившей миру нравственную поэзию и музыку, которые почитались как божественные.

Распространение арийцев в те далекие, древние времена было всеохватывающим — Южная Сибирь, Поволжье, Причерноморские степи, территория современного Казахстана, Средняя Азия, Иран, Афганистан…

Ядро арийской расы формировалось в Иране. Священная книга персов Зенд-Авеста называет первого законодателя, который дал арийцам религию и законы,  именем Вибахванта Йима (Yima).

Мировоззрение арийцев заключало в себе идею восходящего поступательного развития в применении к бесконечному разнообразию, выражающему все богатство природы и всю сложность стремлений души человека. Арийский идеал восходил от человека к Богу.

Биография основателя зороастризма

Согласно Вендидаду, одному из священных текстов Авесты, и мнению большинства крупных историков мира, Заратустра родился в городе Раи, провинции Бактрия, и был потомком древнего священнического рода Спитама.

Бактрия (Балх, Бохтар) — историческая область на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана. Столицей Бактрии был город Бактры, расположенный на территории северного Афганистана. Индо-иранские бактрийцы говорили на бактрийском — иранском языке. Современные таджики, проживающие на юге Таджикистана и севере Афганистана, являются прямыми потомками древних бактрийцев.

В благодатной земле Бактрии, где «зерна пшеницы были размером с колосья», в VII веке до н. э. родился и проповедовал Заратустра (Зороастр). Жил он при царе Дарии Гистаспе. В Бактрии у него появились первые последователи.

Священный язык, на котором была написана «Авеста»,  каноническая книга зороастризма, иногда называют древнебактрийским. По другой версии язык «Авесты» стоит гораздо ближе к древнехорезмийскому.

Дату рождения Заратустра трудно точно определить. По мнению греческих философов Плиния, Геродота, Платона родился основатель зороастризма примерно в 6400 году до Рождества Христова. По другим подсчётам, Заратустра жил с 660 по 583 г. до н.э.

Его мать звали Догдо, а отца — Пурушаст. По преданию, во время беременности мать Заратустры видела вещие сны, которые предсказывали особую миссию и необыкновенную судьбу её будущего сына.

Родился Заратустра с улыбкой на устах. И его появление озарило светом весь город.

Новорожденный Заратустра, в отличие от обычных детей, не плакал. Он смеялся особым смехом, который вошел в науку психологию под термином «смех Заратустра».

Несколько раз маги и колдуны хотели ребенка уничтожить и бросали в костер. Но Заратустра чудесным образом выходил из огня невредимым.

Младенец был третьим из пяти детей в семье. В 7 лет Заратустра проявлял выдающиеся способности. По некоторый данным его учителем был Куруш, человек, которому суждено было стать основателем огромной Персидской державы под именем Кира II Великого.

В пятнадцать лет мудрость и благочестие юноши уже были несравненны. Именно в 15 лет Заратустра стал священнослужителем, приобретя к этому времени репутацию мудреца. В 20 лет Заратустра покинул дом и отправился искать Истину. Он пробыл в уединении десять лет. И Господь озарил его сознание и открыл ему Свет Истины.

В 30 лет на берегу реки Дайть, недалеко от дома, где он жил, после долгих лет настойчивых духовных исканий, благодаря благому и чистому помыслу, перед духовным взором Заратустра предстал «Господь Мудрости», «Владыка мысли».

Заратустра не видел своей тени «по причине яркого света ангелов», окружавших «Господа Мудрости». Ему пришлось выдержать три страшных испытания прежде чем ему открылась Истина.

Ахура МаздаОрмазд , Ормузд или «Господь Мудрый» — это авестийское имя Божества, которого Заратустра провозгласил Единым Богом.

Заратустра вопрошал, а Господь Мудрый отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости.

Ахура-Мазда призвал Заратустра стать его пророком.

В дальнейшем эта «встреча» послужила основой новой религии — зороастризм.

Главным источником, описывающим образ Ахура Мазды, являются обращённые к Единому Богу гимны Заратустры — Гаты.

В Гатах Заратуштра просит Ахура Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую «друг дал бы другу». Вместе с тем сам Заратустра приносит Единому Богу дары поклонения и полностью посвящает Ему свою жизнь и тело.

В Авесте Ахура Мазда (Единый Бог) — это Безначальный Творец, пребывающий в бесконечном Свете. Ахура Мазда — Создатель всех вещей. Податель всего благого. Всеведущий. Устроитель и Властитель мира. Ахура Мазда является Отцом праведности -истины — закона, по которому развивается мир. Покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с ложью, злом и разрушением, которые происходят в мире против Его воли.
В конечном преображении бытия Ахура Мазда со всеми благими существами совершит окончательное очищение мира от сил злобы.

Ахура Мазда — так назвали древние персы Единого Бога.

Став посвященным, Заратустра вернулся в родные места и стал там проповедовать новую религию, получившую название — зороастризм.

Местные жрецы были удивлены и разгневаны. Они собрались Заратустра казнить, но за него вступился местный князь Виштаспа. Князь освободил нового пророка от казни, став его покровителем.

Однако учение Заратустры так и не было никем принято, кроме его собственного брата, который и стал его последователем. Даже князь, под давлением своих родственников, отказался верить в то, во что внутренне уверовал. А это, по зороастрийским обычаям, один из самых тяжких грехов.

Сегодня, когда «пробуждаются развеявшиеся времена», и нашему взору предстают земные и неземные события, мы видим, что в основе зороастрийской религии лежит идея единобожия — откровение о Едином Боге, создателе благого мира, который избрал среди людей последовательного и искреннего его почитателя Заратустру для своего откровения.

Так, в одном из авестийских гимнов (Хурмузд Яште) говорится:

— О, Ахура Мазда (Единый Бог), Создатель мира сего, кому из людей сообщал Ты ранее о Своем существовании?

— Об этом Я, о Спитама Заратуштра, сообщал сыну праведного Вибахванта Йиме – прекрасному. Но он не осмелился брать на себя задачу нести людям мою Истину. Тогда Я возложил на него миссию царствовать над людьми, созданными Мною, чтобы служить благополучию мира…».

Этот эпизод является конкретным доказательством характера зороастризма, как религии «божественного откровения».

В этом плане следует отметить еще один немаловажный факт.

Авеста целиком состоит из диалога Заратустра и Ахура Мазда. Авеста как бы является текстом ниспосланным Единым Богом, Богом Мудрости, Законодателем божественных законов жизни на земле.

Миссия донести эту истину людям была возложена на арийца Заратуштру.

Обвиняя зороастризм и его последователей в огнепоклонстве, мы не учитываем, что новая религия принесла миру «мистический огонь, тот священный огонь, от которого загорелся духовный свет для всех арийских народов».

Ведическая культура — это «прозрачное покрывало», за которым живет неисповедимая сила Единого Бога.

И сегодня зороастризм, как и много лет назад, учит человека порядку, чистоте, честности выполнения взятых на себя обязательств, благодарности к родителям, помощи единоверцам. В этой религии нет строгих душевных канонов, она предполагает выбор человеком своего места в жизни. Зороастризм не обязывает вести себя правильно, а только предостерегает. Фатализм присущ только в неизбежности смерти. От поведения человека зависит то, куда его душа попадет — в рай или ад.

В конце концов на светлую тропу зороастризма ступил и князь Виштаспа. От князя пошло распространение в мир новой веры.

А сам Заратустра в свои 42 года стал царским советником. Виштаспа приказал записывать слова его на воловьих шкурах золотыми буквами, и собрал целую сокровищницу из 12 000 шкур. По преданию, это была полная запись Авесты.

Священное писание зороастризма, носящее название Авесты, первоначально насчитывала 21 книгу.

По происхождению эта религия является древней идеологией, а по форме — одной из немногих в истории человечества кодифицированных религий. Она не была мировой полиэтнической религией типа Иудаизма, Христианства или Ислама. Заратустра проповедовал свое учение в Восточном Иране, Средней Азии, на территории современного Афганистана.

Зороастризм является древнейшей религией арийцев. Древнейшая религия персо-таджикского народа создала благодатную почву для торжества Ислама, предъявляющего к мусульманам особые требования в соблюдении принципов человечности и морали.

К примеру, зороастризм жестко регулирует семейные отношения. Он запрещает родственные браки. Если в Исламе юноша имеет право жениться на дочери дяди, или же тети, то зороастризмом брак между близкими родственниками по крови запрещен. Сегодня наука объясняет причины запрета родственных браков, которые нередко приводят к патологии у потомства.

Поэтому среди арийцев, потомками которых являются таджики, жениться на близких родственниках считалось недопустимым.

Зороастризм был официальной религией громадных государственных образований, парфянских царей Аршакидов, могущественной империи Сасанидов, где вступление в брак с близкими родственниками запрещалось.

И в  настоящее время последователи зороастризма живут в Индии (более ста тысяч человек). Второе место по количеству людей, исповедующих зороастризм, занимает Иран (несколько десятков тысяч). Существуют общины в Пакистане, Канаде, США, Великобритании и Средней Азии.

«Добрые помыслы, добрые речи, добрые дела»

Важнейшей догмой зороастризма является фраза «добрые помыслы, добрые речи, добрые дела».

Пожалуй, в одной этой фразе заключен весь мотив этой религии. И современные религии, такие как Иудаизм, Православие, Ислам предъявляют особые требования к морально-этическому образу человека.

Зороастризм предполагает каждого человека в помощь Ахура-Мазде в Его борьбе со злыми духами. Своими добрыми делами человек помогает в постоянной борьбе добра со злом. А своими злыми делами человек увеличивает на Земле силу зла. Каждый человек, исповедующий зороастризм, должен стремиться следовать истине — Аша — и стараться соблюдать добродетели, определяющиеся фразой «добрые помыслы, добрые речи, добрые дела».

Аша в понимании Заратустра не только истина, но и закон для каждого человека. Об этом говорится в Авесте, где формулируется смысл человеческой жизни:

«Тот, что сражается с нечестивыми мыслью, словом, деяниями и руками своими, разрушает дурной план их, ведя их к пути истины, тот, несомненно, исполняет Волю Владыки из любви к Мазде Ахуре!»

Таким образом, определяются стремления каждого верующего. Все сводится к тому, что придет заветный час, когда Добро восторжествует и окончательно победит зло. Этим выводом руководствуются и современные религии. Нельзя не заметить, что в зороастризме это проявилось раньше всего, еще до того времени, как индоиранцы разделились на иранцев и индоарийцев. И конечно, гораздо раньше, чем появилось Христианство, в основе которого лежит зороастрийская идея о спасении человечества.

Таким образом, морально — этические законы авестийской культуры и духовности, несущие в себе многовековой моральный опыт, стали основой для развития мысли и появления новых религий.

И нельзя не видеть, какое влияние постулат зороастризма о том, что «человечество имеет с благими божествами общее предназначение — постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде» , оказал на все последующие религии.

Поэтому можно сказать, что характерной чертой, отличием от остальных религий, «едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы».

Человек должен совершать в течении своей жизни добродетели, которые в зороастризме делятся на активные, пассивные, личные и всеобщие. Особо превозносится активная добродетель, во время которой человек влияет на других людей, обращая их на путь активного сопротивления злу. Если же человек просто честен, справедлив и правдив, оставаясь удовлетворенным в своей добродетельной жизни, то он следует пассивной добродетели.

К личной добродетели относятся действия, делающие человека счастливым. К ним можно причислить бережливость, супружество, простоту, удовлетворенность. Если же человек приносит пользу большому числу людей, то это всеобщие добродетели. Это отвага, храбрость, борьба за правое дело, за справедливость.

В борьбу на земном плане бытия вовлечено все живое. А потому каждый человек своим действием или же бездействием вносит свой вклад в исход битвы. Именно эта идея пронизывает авестийское учение:

«Благодаря добрым деяниям и словам, и глубокому размышлению, о Мазда, да достигнут люди вечной жизни, праведности, духовной силы и совершенства — все это посвящу я Тебе, о Ахура, как дар!»

«Слушай слова тех, о Ахура, что с добрым деянием, истинным словом и чистой мыслью желают присоединиться к Тебе!…»

История свидетельствует, что зороастризм распространялся без принуждения. Поэтому можно предположить, что у этой религии не было экономических или политических побуждений. А привлекала людей в зороастризме нравственная чистота:

«Счастье тому, кто дарует счастье другим» — говорится в Авесте. А в «Суждении Духа разума» добавляется: «Того, кто приобрел богатство праведным трудом, следует считать счастливым, а того, кто приобрел его через грех, — несчастным» . Действовать в согласии с волей Ахура Мазды, не злоупотреблять щедротами природы и жить в гармонии с ней. Считать этот мир полем битвы между добром и злом, а себя причислять к воинам этой войны. Вот правые нравоучения для любого зороастрийца, помимо которых он должен восставать против любой несправедливости и наставлять нечестивых на путь истинный».

Прошли века, но как актуально звучит сегодня завещание наших предков!

У каждого человека есть врожденная и приобретенная мудрость. Первая дается от рождения, а вторая развивается на основе первой, если человек заботится об этом, приобретая необходимые знания и обучаясь. Весь внутренний мир человека состоит из жизни, совести, ума, души и духа — хранителя. Душа человека, или Урван, потенциально божественна и человек может осветить ее, чтобы приблизиться к Ахура Мазде. У нее есть три способности: рассуждение, которое способствует постижению, сознание, которое защищает и мудрость, которая позволяет принять решение.

В зороастризме мир разделен на три эры: «Творения», «Смешение» и «Разделение». В нем говорится о трех спасителях, которые придут, благодаря тому, что некие девицы в разное время искупаются в одном озере, в которое уронил свое семя сам Заратустра, и зачнут от него спасителей. Последний третий спаситель будет призван спасти мир окончательно. Тогда будет судный день, и мертвые восстанут из своих могил и будут судимы еще раз. Таким образом, если будут осуждены на смерть, то переживут ее вторично и исчезнут. А добро — Аша — восторжествует. И тогда наступит царство добра. С другой стороны, такой исследователь, как Мэри Бойс утверждает, что учение о трех эрах «делает историю в определенном смысле циклической, так как материальный мир восстанавливается во время третьей эры в том же совершенстве, которым он обладал во время первой».

В зороастризме каждый человек отвечает не только за себя, но и живет для того, чтобы помогать Ахура-Мазде справляться со злыми духами — дэвами. И если первоначально зороастризм предполагал помощь скотоводам и земледельцам, то с изменением эпохи ценности меняются, но идеалы остаются.

В зороастризме примечательно мировоззрение на смерть человека.

По определению, смертью является разделение сознания и физического тела. После ухода из жизни три дня душа остается на земле. Причем, у праведника душа охраняется ангелом Сроша. А у нечестивого душа мается без покровительства. А на утро четвертого дня Сроша, если человек благочестив, или же дэв Визарш у не благочестивого, ведут душу через мост Чинват — место выбора к лучшему существованию. Этот мост для праведного будет широким. А для неправедного очень узким. На всем пути следования по мосту Сораш  сопровождающий благочестивого будет подбадривать его. В дэв Визарш будет молчать на всем пути ведущему в ад.

В конце моста душа благочестивого встречается с собственным поведением — Даэна — в образе прекраснейшей девы с ароматнейшим дуновением ветра. В случае нечестивого душа встречается с собственным поведением в образе дряхлой старухи или страшной девушки. Она является воплощением его пороков.

В одном из самых значительных зороастрийских текстов «Суждения Духа разума» подробно рассказывается о том, как отправляется душа человека на небо. При встрече  красивой девушки (или страшной для не благочестивого) перечисляются все деяния, по которым судят о поведении человека и сравнивают поступки.

Так, например, описывается человек праведный:

«И когда ты видел, что кто-то притеснял, грабил, обижал и оскорблял хорошего человека и преступным образом захватывал его богатство, то ты удерживал его от притеснения и грабежа людей. И ты думал о хорошем человеке, давал ему приют и принимал его, и давал подаяние тому, кто пришел из близких мест или даже издалека. И ты обретал богатство честным путем. И когда ты видел, что надо вынести лживый приговор, дать взятку и принести ложные показания, то ты отстранился от этого и твоя речь была правдивой и искренней».

Из «Суждения Духа разума», ссылающегося на «Авесту», можно узнать о мировоззрении зороастризма. В нем перечислены все грехи: от самого тяжелого — содомского — до тридцатого: о том, кто сожалеет о том хорошем, что он сделал для кого-нибудь. А также перечислены все благие дела для того, чтобы попасть в рай. Из тридцати трех благих деяний первое — благородство, а тридцать третье — об оказании гостеприимства больным, беспомощным и путешественникам.

Понятия рая и ада представлены в зороастризме словами Биhишт и Дузах соответственно. Каждая из областей имеет четыре ступени. В Биhиште — это «стоянка звезд», «стоянка луны», «стоянка солнца» и «бесконечный свет», иди «дом песен». Приблизительно такая же градация есть и у ада, доходящая до «бесконечной тьмы». Но если человек совершал добрые и дурные дела поровну, то для него существует место Хамистаган, наподобие христианского чистилища, где нет ни горестей, ни радостей. Там он будет до судного дня.

Жизнь зороастрийца сопровождается большим количеством всевозможных обрядов. Ежедневно, не реже пяти раз в день, он обязан произносить молитвы. Указания о том, как именно надо молиться в тот или иной день разработаны с особой тщательностью. При упоминании имени Ахура-Мазды необходимо произносить хвалебные эпитеты. Зороастрийцы в Иране молятся, обращаясь лицом на юг, а персы в Индии — на север.

Как и всякая другая религия, зороастризм имеет свой культ богослужения. Однако, сам Зоротустра считал, что путь к Ормузду лежит не столько через обряды и жертвоприношения, сколько через добрые мысли и праведный образ жизни.

Главным обрядом в зороастризме является служение огню, как представителю Света на земле, стихии чистой и все очищающей. Жертвоприношения состояли, главным образом, из мира растительного царства. Сожжение на огне животных было величайшим оскорблением этой стихии.

Один из важнейших аспектов религии Зороастра — это учение о чистоте и нечистоте. Причём, чистота подразумевается как нравственная, так и физическая. Зенд-Авеста постоянно настаивает на чистоте мысли, слова и дела. Ложь, обман, зависть — создания злого духа, с которыми надо всеми силами бороться. Зенд-Авеста внушает человеку противление злу физическому и духовному. Побуждает к борьбе с неблагоприятными условиями природы (бесплодием почвы, засухой, болезнями, вредными животными). Вызывает энергию в труде. Учит думать, говорить, поступать правдиво. Она предписывает человеку занятие земледелием, проведение канав для орошения почвы, и утилизацию природы на пользу человека.

Великий Зоротустра не только приоткрыл человеку покров извечной тайны бытия, но и оставил ему систему практических наставлений, помогающих выбрать верное направление в огромном мире борьбы добра и зла, которое в конечном счёте приведёт человека Вечное Царство Света.

«Прошли века, вдруг возросло дерево счастья и радости,

дерево с крепким корнем и множеством ветвей…
Все листья его полны назидания.

Плод его полон ума.

Кто вкусил этот плод, тот получил бессмертие…
Явился Божий свет Зороастр, исчезло все зло в сердцах».

Фирдоуси.

Согласно зороастризму земля шарообразная. В Авесте к ней иногда прилагается эпитет «скарна» — “круглая”.

Небо имеет три сферы (ступени, средне перс. падак-поя) — сферу звёзд, сферу луны и сферу солнца. За сферой солнца находится Гаронмана — “Дом Хвалы”, рай Ахура-Мазды. Внизу располагается темное царство дэвов, “место плохого бытия” — дужахва (тадж. дузах). Посреди — место смешения света и тьмы, Добра и зла — область жизни.

В зороастризме от звёзд зависит дождь и вообще распределение воды. Круговорот воды в природе напоминает систему кровообращения в теле животного. Вода, протекая по поверхности земли и используясь людьми, животными и растениями, загрязняется и оскверняется. Поэтому вся она стекает потом в одно море Путика, где очищается и переливается в озеро Ворукаша, а оттуда вновь начинает кругооборот.

К учению Заратустра необходимо относиться как к откровению провозвестника о Едином Боге. В зороастризме содержится «единый путь духовного водительства земного человечества из сфер Света».

ДАТА СМЕРТИ

Основоположник зороастризма, величайший ариец, предок персо-таджикского народа, покинул этот мир в возрасте 77 лет. Пророк, зная, что умрет насильственной смертью, последние 40 дней провел в непрерывной молитве.Во время свершения молитвы Заратустра был убит.

По преданию Заратустра был женат три раза, и имел трех сыновей и трех дочерей. От сыновей произошли сословия жрецов, воинов и земледельцев.

Город, в котором родился и ушел с земного плана бытия Заратустра, должен стать памятником великой арийской культуры, давшей миру гения, определившего дорогу человечества на пути восхождения  к Единому Богу.

Руководитель комитета просвещения «Федерация мигрантов России»,

Хайриддин АБДУЛЛА.

Вам также могут понравиться