Более тысячи лет назад Священный Коран заявил: «Воистину, верующие — братья». (Сура «Комнаты», аят 10).
«Воистину, верующие — братья». (Сура «Комнаты», аят 10).
Этот аят является одной из основ исламской религии, его содержание наполнено глубоким смыслом, а воздействие, которое он оказывает на человечество, неоценимо.
Многие люди, когда хотят выразить любовь к своим единомышленникам и единоверцам, называют их своими близкими друзьями. Однако Ислам поднял дружбу между верующими на более высокую ступень. Мусульман, независимо от их социального и географического положения, назвал братьями друг другу. Простым выражением в Книге объяснено, что последователи последнего Пророка должны быть близки друг другу, как ближайшие родственники. В результате, вняв призыву Корана, мусульмане всех рас и наций, языков и возрастов испытывают по отношению к своим единоверцам теплые братские чувства. Где бы они не находились — на востоке или западе, на севере или юге — они братья по вере. И что может быть крепче братских уз?
Каждый год в Священной Мекке проводятся обряды хаджа, для совершения которого туда стекаются мусульмане со всех уголков мира. В этом святом для каждого мусульманина городе — колыбели единобожия — в дни паломничества связь между братьями ощущается сильнее, чем в любое другое время года.
Величие исламской религии и сплоченность рядов ее последователей очевидно. Ислам считает всех мусульман одной единой семьей, называя их братьями и сестрами. И воистину, они являются братьями и сестрами не только на словах, но и в своих помыслах и деяниях.
Исламская литература переполнена хадисами Посланника Аллаха и преданиями безгрешных имамов, повествующими о братском отношении между единоверцами. Во многих из них говорится о практической стороне братства в Исламе. Приведем несколько подобных хадисов.
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил:
«Мусульманин приходится братом другому мусульманину. Он никогда не причинит ему несправедливости, не оставит его без помощи и не бросит его на произвол судьбы».
От него же передается, что верующие должны оказывать поддержку друг другу, находиться в тесном взаимодействии. Он сравнил их с двумя руками одного человека:
«Два брата по вере подобны двум рукам, одна из которых моет другую». (Аль-мухаджатуль-байда, Фейз Кашани).
Тридцать прав брата по вере
В хадисах содержится множество указаний относительно прав мусульманина по отношению к братьям по вере: подробно описываются встречи мусульман друг с другом, рукопожатие, приветствие, упоминание братьев по вере, доставление им радости, оказание содействия в момент трудностей, уважительное отношение к ним и многое другое.
Одним из известных хадисов на эту тему является хадис Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), в котором он перечисляет тридцать прав верующего по отношению к своему брату по вере: «Мусульманин должен соблюсти тридцать прав своего брата по вере. И он не исполнит своей обязанности по отношению к нему до тех пор, пока не соблюдет все эти права или пока его брат по вере не простит его. Ему следует:
1. Прощать его упущения.
2. Сочувствовать ему во время его печали.
3. Хранить его тайны.
4. Компенсировать его ошибки.
5. Принимать его извинения.
6. Защищать его от злых языков.
7. Желать ему всего наилучшего.
8. Беречь отношения с ним.
9. Соблюдать договор с ним.
10. Навещать его во время болезни.
11. Принять участие в его похоронах, если он покинет этот мир.
12. Отвечать на его приглашение.
13. Принять его подарки.
14. Воздавать ему лучшим за его добро.
15. Благодарить его за оказанные милости.
16. Ценить его помощь.
17. Уважать его семью.
18. Разрешать его трудности.
19. Заступаться за него.
20. Желать ему милостей Аллаха, после того, как он чихнет.
21. Наставлять его.
22. Отвечать на его приветствие.
23. Воспринимать в хорошем свете его речи.
24. Ценить его благодеяния.
25. Подтверждать его клятвы.
26. Любить его друзей.
27. Не враждовать с ним.
28. Помогать ему, будь он угнетателем или угнетенным. Помогать ему, когда он угнетатель — значит удержать его от совершения угнетения. Помогать ему, когда он угнетенный — значит оказать ему содействие в восстановлении его прав.
29. Не оставлять его одного лицом к лицу с ударами судьбы.
30. Хотеть для него всего того, что любит сам. Не хотеть для него всего того, чего не любит». (Бихар аль-анвар, Алламе Маджлиси).
В следующем хадисе Пророк (да благословит Аллах его и его род) сказал: «В дружбе и милости верующие подобны единому организму. Если часть организма будет мучиться, то другая часть не уснетю. (Тафсир Абуль-футух).
Рассказывает Джабир Джу‘фи, один из последователей Имама Ба́кира (да будет мир с ним): «Однажды я находился возле Имама Ба́кира и неожиданно почувствовал глубокую печаль. Я сказал имаму: „Иногда без ведомой причины мое сердце охватывает печаль, да так, что следы этой печали проявляются на моем лице. Хотя со мной не произошло ничего плохого, и нет причины для этой печали. Почему так происходит?“ Имам ответил: „Да, Джабир. Всевышний Аллах сотворил верующих из райской глины и вдохнул в них из Своего духа. Именно поэтому верующие являются братьями друг другу. А раз так, то если в одном городе душе верующего будет нанесен какой-либо вред, то опечалится душа другого верующего, находящегося в другом городе. Ведь между душами верующих существует прочная связь“».
Примирение братьев лучше совершения молитв и постов
Еще одним правом, которое верующие имеют по отношению друг к другу, является содействие в примирении братьев, по каким-либо причинам находящихся в размолвке. В наставлениях безгрешных предводителей исламской общины данному вопросу уделяется особое значение, и в некоторых их высказываниях говорится, что примирение братьев является одним из наилучших богослужений. В последние мгновения своей жизни Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) наставлял своих сыновей: «Я слышал, что ваш дед — да благословит Аллах его и его род — говорил: „Исправление отношений предпочтительнее всех молитв и постов“». (Нахдж аль-балага).
Однажды Имам Са́дик обратился к Муфаддалю, одному из своих учеников, со следующими словами: «Если ты увидишь, что между двумя моими последователями возникли имущественные разногласия, то заплати им из моего имущества, но примири их». Муфаддаль прислушался к совету Имама Са́дика. Однажды он повстречал двух мусульман, которые разногласили друг с другом относительно наследства. Он пригласил их к себе домой и дал им 400 дирхамов — ту сумму, из-за которой возникло разногласие. Так он затушил их ссору, а затем сказал: «Знайте, это не мои деньги, а деньги Имама Са́дика. Он приказал мне, чтобы в подобных случаях я использовал его имущество и примирял мусульман, которые разногласят друг с другом».
Соблюдение договоров
Доверие людей друг к другу является одним из богатств человеческого общества. Самый действенный фактор, удерживающий общину от разложения на отдельные части, заключен именно в существовании доверия среди ее членов. Доверие налаживает добрые отношения и прочные связи между людьми, помогает в общественной и личной жизни, содействует тому, чтобы деятельность общества была плодотворной. Договора, соглашения, обещания и клятвы призваны подчеркнуть и подтвердить наличие между людьми доверия друг к другу. Но если настанет время, когда среди них распространится нарушение обещаний и несоблюдение договоров, то от богатства, коим является доверие, ничего не останется. Общество, некогда казавшееся организованным, превратится в группу людей, не питающих и малейшего доверия друг к другу, которая со временем утратит былую мощь.
Соблюдение договоров и обещаний по праву можно отнести к основному условию общественной жизни человечества. Без них невозможны нормальные отношения и здоровое функционирование общества, а уж тем более его развитие. Отсутствие доверия и несоблюдение договоров, в конце концов, способно привести к ситуации, когда каждый из членов общины будет считать окружающих врагами и недоброжелателями.
В исламских документальных источниках — Коране и преданиях безгрешных предводителей мусульманской общины — данная тема рассмотрена подробным образом. Божественные предписания повелевают людям быть стойкими в своих договорах, соглашениях, обещаниях, клятвах и обетах, несоблюдение и разрывание которых считается одним из величайших грехов. Некоторые исследователи считают, что Ислам придает этой теме слишком большое значение. Но в этом нет ничего удивительного. Ведь отсутствие доверия в обществе способно вызвать огромную беду, влекущую за собой другие трудности.
Аллах Всевышний: „Ненавистно пред Аллахом то, что вы говорите, но не соблюдаете“». (Сура «Ряды», аят 3).
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Нет религии у человека, который не соблюдает договоров и обещаний».
Соблюдение договоров и обещаний является такой темой, к которой одинаково относятся все люди, независимо от вероисповедания. Это права человека, а не только брата по вере. Даже если мусульманин дал обещание иноверцу или заключил с ним договор, то должен непременно соблюсти его.
Родственные связи
Родственники связаны между собой кровными узами, дарованными им Всевышним Аллахом. Родственники — ветви одного дерева, плоды одного сада. Разрывание связи, заложенной с самого рождения, прекращение отношений с родными людьми влечет за собой семейные проблемы, способные перерасти в беды общества. Если родственные отношения разрываются без причины, подобное деяние находит осуждение не только в религии, но и в морали любого общества, даже если его представители не имеют веры в Творца. Если же разрыв отношений между родственниками основан на какой-либо причине, пусть даже и уважительной, то всегда существует возможность исправить положение и улучшить взаимоотношения между близкими людьми. Ни в коем случае не нужно упускать эту возможность.
Разрывание связей между родственниками и холод в отношениях способствуют возникновению вражды и черствости сердец, что в любой религии считается нежелательным для верующего человека. Ислам предписывает своим последователям беречь связи даже с теми родственниками, которые всеми силами пытаются их разорвать. Подобное старание, по Исламу, — подвижничество ради высшей цели.
Отношения между родственниками не ограничены какими-либо рамками. Даже незначительное внимание к родне считается проявлением уважения и укреплением кровных уз. Имам Са́дик (да будет мир с ним) говорил мусульманам:
«Укрепляйте ваши связи с родственниками, пусть даже посредством глотка воды».
В другом известном хадисе сказано: «Крепите родственные узы, делайте это, хотя бы здороваясь с родственниками». Это предписание, несмотря на кажущуюся простоту, способно привнести в отношения между родными людьми огромное число положительных моментов.
В некоторых случаях близкие люди перестают навещать друг друга вследствие завышенных ожиданий какой-либо из сторон, недостатка времени или по причине больших финансовых затрат на угощения и подарки. В вышеприведенных хадисах как раз говорится, что в подобных случаях можно и нужно удовлетвориться малым. Достаточно присесть на несколько минут и узнать о делах и здоровье своего дяди, двоюродного брата, племянника и так далее. Не так уж и много затрат в чашке чая, в беседе за распитием которого можно многое рассказать и столько же узнать о близких людях. И даже проходя мимо дома своей родни, можно, стоя возле двери, искренне поприветствовать родственников и передать им привет от своих домашних. Подобные мелочи способствуют укреплению родственных связей. Исламская нравственность. Макарем Ширази. Стр.88-97
Поддерживание родственных уз влечет за собой огромное количество благ и в этом мире, и в мире загробном.
Руководитель комитета просвещения «Федерация мигрантов России», Хайриддин АБДУЛЛА.