На вопросы газеты «Мигранты сегодня» ответил обладатель премии «Золотая маска» за спектакль о жизни гастарбайтеров в России «Акын-опера», Абдумамад Бекмамадов.
— Как давно Вы приехали в Москву?
— Это было больше 20 лет назад. В Москву приехал по совету брата – мне надо было детей кормить, а на Родине работы особо не было, денег платили мало. Я тогда работал директором Дома культуры. Когда приехал, я думал, что все будет, как раньше, как в советское время, когда не было деления на национальности, мы были единым народом. Но оказалось не совсем так: приехал, огляделся и сразу захотел уехать обратно. И, если честно, уехал бы прямо с вокзала, если бы деньги нашел…
— Пришлось остаться?
— Да. Пришлось остаться и работать. Сначала было очень сложно найти работу. Потом помогли устроиться: около шести лет работал на стройке у турок. Это были самые тяжелые годы моей жизни: вставали в шесть часов утра, работали до ночи и без выходных. Особенно тяжело было первые месяцы, но потом привык.
С документами не всегда было легко, даже был период, когда приходилось жить нелегально. Мне было страшно не то, что из дома выйти, но даже и дома сидеть. Все время боялся, что полиция придет домой, будет проверка и проблемы. Сидел дома и слушал, как дверь открывается в подъезде, слушал шаги на лестнице. Потом добрые люди помогли, сделал документы, ну и страх прошел вместе с этим.
— Сильно ли изменилась ситуация для мигрантов в России за те годы, что Вы тут живете?
— На работу раньше принимали нелегально. Бывало, работали по несколько месяцев, а ни копейки не получали. Сейчас уже все знают свои права, как договор оформлять, какие документы нужны и т.д. Сейчас мигранты понимают, что, если ты проживаешь и работаешь легально, то и прав у тебя больше, и ты многое можешь себе позволить. Например, в театр сходить или в парке погулять.
Раньше другое отношение было к мигрантам: нас приезжих в некоторых магазинах на отдельной кассе обслуживали, чтоб с другими покупателями не мешались. Раньше мы сидели дома тише воды, ниже травы, боялись всего. А сейчас можем даже музыку дома играть, и соседи зайдут, послушают, поговорим, чаю попьем.
— Вы, человек творческий, музыкант, девять лет работали в Москве на стройке, при этом не имея возможности выступать. И, тем не менее, Вы продолжали играть на своем рубабе…
— Да. Когда я приехал в Москву, из вещей у меня почти ничего не было, но рубаб я всегда возил с собой, и всегда мой инструмент был настроен. Когда мог, я играл на нем…
— И однажды Ваша жизнь сильно изменилась…
— Очень… На фестивале «Крыша мира» нас собрали около 40 артистов разных национальностей. Мы выступили, но с некоторыми из них мы решили продолжить играть нашу музыку и после фестиваля – вспоминали, чтобы не забыть родные традиции. Мы долго искали помещение, и вот в один прекрасный день нам разрешили играть в театре doc. А потом на наши музыкальные репетиции стали заглядывать актеры, режиссеры и продюсеры, и однажды нам предложили сделать спектакль – три музыкальных инструмента и рассказ о нелегкой судьбе мигранта.
— И все вместе вы создали спектакль, который получил одну из самых престижных театральных премий «Золотая маска». Как изменилась ваша жизнь после этого?
— Мне много звонили, приглашали встретиться, благодарили, брали интервью. На стройке говорили, что неудобно, что я работаю с ними… такой известный человек, а на стройке. Ребята предлагали за меня поработать. Потом стали приглашать нас выступать на различные мероприятия…
Благодаря театру моя жизнь сильно изменилась. Раньше я жил одним днем, никакой ясности не было, а сейчас получается планировать даже на полгода-год вперед. Раньше в однокомнатной квартире жили толпой, а сейчас в двухкомнатной всего лишь вчетвером. Мне удалось перевести в Москву свою семью.
Все благодаря моему инструменту…
— Почему вы именно его взяли при переезде?
— Мне его подарил мой отец.
— Благодаря таким людям как Вы сохраняется народная культура…
— Да. Это важно, уважать другую культуру, но при этом сохранять свою. Многие молодые люди, которые родились уже в России, совершенно не знают традиций своей родной страны, и мы стараемся рассказать им о них через нашу музыку.
— Ваш спектакль вызвал интерес не только у Ваших соотечественников…
— Спектакль оказался интересным как для наших соотечественников, так и для русских зрителей. Более того, он даже заставил нас самих больше задуматься о нашей жизни.
— Сейчас вы работаете уже над новым спектаклем…
— Да. Сейчас мы работаем с русскими музыкантами над новым проектом. Если все будет хорошо, то скоро покажем его в одном из театров Москвы. Стоит отметить, что в России больше возможностей выступать и более разный зритель.
— У Вас есть мечта?
— Знаете, каждый день, как только я прихожу с работы, сразу настраиваю свои инструменты. Ведь говорят: «Если инструмент не настроен, то и жизнь не настроена». Моя мечта – открыть театр мигрантов, в котором могли бы собраться таланты разных национальностей – все вместе, под одной крышей. Многие, с кем я сталкиваюсь по работе, в Таджикистане были известными музыкантами. Если б они не работали бы на стройке, то мы бы могли гастролировать, но для этого нужен организатор.
— Надеюсь, что Вам удастся реализовать Вашу мечту…Чтобы Вы могли посоветовать мигрантам, которые только приезжают в Россию?
— Во-первых, важно правильно оформлять документы, чтобы жить и работать легально. Это даст вам свободу и уверенность в ваших делах. А во-вторых, старайтесь находить время для того, чтобы заниматься тем, что вам нравится.