Практика показывает, что для выработки оптимальных механизмов регулирования и прогнозирования миграционных процессов требуется постоянный мониторинг количественного состава мигрантов, пребывающих в Российскую Федерацию
— С сентября 2010 года Выт возглавляете УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве. Какие важные изменения произошли за это время?
— Полиция неотъемлемая часть государственного аппарата и общества в целом. Сотрудники органов внутренних дел это наши с Вами соседи, знакомые, друзья. За 7 лет произошло много знаковых событий в нашей странен, которые конечно отразились на Управлении и его сотрудниках.
В первую очередь, это конечно принципиальное решение руководства страны о реформе органов внутренних. Хочется отметить, что это было не только волевое решение, но и требование времени. Многие восприняли это как простое переименование милиции в полицию, но это совершенно не соответствует истине. Разработана новая законодательная база: Федеральные законы «О полиции», «О службе в органах внутренних дел», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел». Обновлены все постановления правительства РФ, приказы, инструкции и распоряжения, касающиеся деятельности органов внутренних дел.
Одновременно, проведенная аттестация, позволила расстаться с сотрудниками, которые проявили недобросовестность при исполнении служебных обязанностей вопреки интересам службы, общества и государства. Реформа считается оконченной, но, конечно, это не так. Процесс совершенствования идет каждый день. Совершенствуется законодательство, улучшается подготовка и оснащение сотрудников, развивается система комплектования, проводится оптимизация штатной численности в соответствии с требованиями времени и складывающейся оперативной обстановкой.
Не менее значительные события касающиеся деятельности Управления произошли в 2016, когда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации были ликвидированы Федеральная служба госнаркоконтроля и Федеральная миграционная служба. Соответственно произошли организационно-штатные изменения и в структуру Управления введены два новых подразделения: Отдел по контролю за оборотом наркотиков и Отдел по вопросам миграции. В то же время, подразделения лицензионно-разреши- тельной системы и вневедомственной охраны переданы во вновь созданную структуру – Федеральную службу войск национальной гвардии.
Последние изменения в структуре позволили сконцентрировать усилия на наиболее острых проблемах общества наркотрафике и нелегальной миграции, однако и добавили новых задач.
В первую очередь это оказание государственных услуг. Если раньше УВД оказывало услуги только по линиям добровольной дактилоскопии населения и выдаче справок о наличии или отсутствии судимость, то сегодня то практически весь спектр услуг населению, связанных с паспортно-визовой работой. Поэтому важным направлением деятельности является повышение качества и доступности оказания государственных услуг, в том числе в электронном виде.
— В одном из интервью, Вы сказали, что «После глобальной переаттестации, переименования и перестройки работы органов правопорядка главным критерием оценки деятельности стало общественное мнение». Какие изменения это повлекло за собой?
— Тут есть два аспекта. Внешний – это проведение мероприятий по изучению общественного мнения и внутренний – это соответствующим образом, скорректированная организация деятельности личного состава, с целью повышения уровня доверия со стороны населения.
Раньше зачастую деятельность органов милиции была ориентирована на достижение положительных статистических результатов, что вело к порочной практике отдельных руководителей по искажению отчетности, укрытию заявлений и сообщений граждан от регистрации. На сегодняшний день указанная практика изжита полностью. Те статистические данные, на которые мы ориентируемся, отражают именно уровень защищенности населения.
Принцип открытости и обратной связи с населением реализуется, в том числе и через проведение отчетов должностных лиц Управления перед населением. Так, ежегодно проходит мой отчет. Отчитываются перед населением начальники Отделов МВД России по районам Юго-Восточного административного округа и участковые уполномоченные полиции. Это позволяет мне, как начальнику Управления, определить соответствующие приоритеты и поставить конкретные задачи для руководящего состава УВД и руководителей районного уровня.
В апреле текущего года участковыми уполномоченными полиции проведено 286 отчетов перед населением, в которых приняло участие 253 участковых уполномоченных полиции, 192 представителя общественных пунктов охраны правопорядка, 3 представителя средств массовой информации, 65 представителей управ районов и самое главное, это то, что на отчетах присутствовало свыше 12 тысяч граждан.
Вторая главная форма работы по повышению доверия населения к полиции — это своевременное и качественное рассмотрение жалоб и заявлений граждан. Только через кропотливую работу над каждым заявлением и сообщением можно добиться положительного общественного мнения. Если поступает сообщение о вызове, то сотрудники должны реагировать на сигналы в течение 5-7 минут для оказания помощи гражданину, оказавшемуся в сложной ситуации.
С момента вступления в должность начальника УВД в 2010 году, количество обращений граждан неуклонно увеличивалось и только в этом году зафиксировано снижение, оно правда не очень значительное и составило 8%. Однако это свидетельствует о том, что количество переходит в качество, и наработки предыдущих лет не пропали даром. Сегодня наряду с традиционными формами взаимодействия – приёмами граждан по личным вопросам и Единым днем приёма, Управлением реализована возможность прямого обращения к руководителям подразделений через интернет-сайты.
Вместе с тем, как личным изучением средств массовой информации, так и при помощи сотрудников УВД, по каждому опубликованному в средствах массовой информации, в том числе в сети интернет, негативному отзыву, назначаю проведение служебной проверки. Производится принципиальный разбор причин и условий, послуживших возникновению негатива с привлечением к ответственности нерадивых сотрудников и их начальников, которые не смогли должным образом научить и проконтролировать своих сотрудников. Работу эту считаю принципиально важной.
— Вы окончили специальную среднюю школу МВД СССР и Высшую заочную школу МВД СССР, а позже Академию управления МВД России. На Ваш взгляд, какие различия существуют между советской и современной системой формирования кадров?
— Система формирования кадров – многоплановый процесс. Это и подбор, и обучение сотрудников, и воспитательная работа, а также психологическое обеспечение. Мне затруднительно квалифицированно судить о различиях в системе обучения, так как все мое обучение прошло по старой, так называемой «советской» системе.
Советская система обучения была сильна неразрывной связкой теории и практики. Весь преподавательский состав имел значительный практический опыт службы, как говорится, «на земле». На обучение также направлялись сотрудники, которые прослужили на низовых должностях и самостоятельно проявили стремление развиваться. Немаловажным обстоятельством являлось то, что на службу принимались только те, кто отслужил срочную службу в армии, где собственно и происходило становление человека как личности, через «тяготы и трудности армейской службы».
Сегодня дела обстоят несколько иначе, но в целом система, как говорится «идет в ногу со временем». Есть определенные трудности с вхождением молодых специалистов в должность. Имея достаточный объем теоретических знаний, они не всегда готовы психологически, к тому что их ожидает на практике. В целях преодоления этого психологического барьера, за каждым молодым сотрудником закрепляется наставник. Периодически лично провожу встречи с молодыми специалистами, в ходе которых убеждаюсь, что у современной полиции есть кадровый резерв.
— В последнее время общественное мнение о сотрудниках полиции начало меняться в лучшую сторону. Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы этот процесс пошел еще быстрее?
— Престиж службы зависит как от самих сотрудников, так и поддержки государством. Немаловажным обстоятельством, конечно, является материальное обеспечение. На сегодняшний день заработная плата у сотрудников полиции является вполне конкурентоспособной на рынке труда. Правительство города изыскивает возможность материальной поддержки и производит ежеквартальные доплаты различным категориям сотрудников. В первую очередь это, конечно, участковые уполномоченные полиции, а также инспектора по контролю за лицами, состоящими под административным надзором, сотрудники кинологической и охранно-конвойной службы. Имеются различные льготы, предусмотренные законодательством.
Но все-таки считаю, что в основе формирования позитивного имиджа, находится сам сотрудник. Тут все играет свою роль: подтянутый внешний вид, опрятное форменное обмундирование, четкая и грамотная речь, способность к общению с населением в любых, в том числе и стрессовых ситуациях и самое главное это готовность прийти на помощь к каждому, кто в ней нуждается. Особая роль тут возлагается на руководителей всех уровней, которые помимо того, что сами должны быть примером, также обязаны следить за подчиненным личным составом и незамедлительно пресекать случаи бездушия и черствости при обращении с гражданами. Малейшее попустительство к нарушителям дисциплины ведет к немедленной дискредитации других сотрудников, что считаю недопустимым и поэтому занимаю принципиальную позицию к
каждому такому случаю.
— Какие мероприятия или проекты, по-Вашему, общественные организации и правоохранительные органы могут провести совместно, чтобы улучшить ситуацию в обществе в целом?
— Формы нашего взаимодействия могут быть самыми различными. В первую очередь, это, конечно, профилактика правонарушений: разъяснительная работа с населением, совместные рейды, оказание помощи участковым уполномоченным полиции, участие в охране общественного порядка при проведении различных массовых мероприятий. В отношении иностранцев, наряду с разъяснительной работой, это может участие в качестве переводчиков при административном или уголовном производстве. В последнее время, в том числе и благодаря развитию социальных сетей и интернет-сообществ, в обществе наблюдается сдвиг, когда, перестав созерцать на окружающий мир, люди отказываются от своего равнодушия в пользу активной деятельности. Так, например, крайне положительно зарекомендовало себя волонтерское движение, занимающееся оказанием помощи органам внутренних дел в розыске пропавших без вести граждан или лиц, которые утратили связь с родственниками. Аналогично проявляют себя социальные патрули, оказывающие помощь гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и лицам без определенного места жительства.
Немаловажным направлением является воспитание подрастающего поколения, особенно в отношении детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в детских домах. Совместные акции однозначно принесут обоюдную пользу.
И конечно обмен информацией о любых конкретных криминальных проявлениях.
Самое главное – это наша готовность совместно прийти на помощь к тому, кто в ней нуждается.
— На территории ЮВАО находятся такие крупнейшие торговые площадки, как торгово-ярмарочный комплекс «Москва», «Садовод», и, как следствие, проживает огромное количество мигрантов. Какие административные нарушения совершаются иностранными гражданами на территории ЮВАО?
— Компании и индивидуальные предприниматели, которые привлекают работников, должны учитывать правила миграционного законодательства. Важным моментом для иностранного гражданина является легальность работы в Российской Федерации.
Нелегальная миграция влечет за собой ответственность за нарушение миграционного законодательства, которая выражается в применении специальных мер со стороны органов правопорядка. Чаще всего иностранные граждане совершают административные нарушение в части нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ
либо режима пребывания — ст. 18.8 КРФоАП РФ, нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства — ст.18.9 КРФоАП РФ, незаконное осуществление трудовой деятельности-18.10 КРФоАП РФ.
Организация и проведение мероприятий по противодействию незаконной миграции осуществляются в тесном взаимодействии с окружной и районными прокуратурами, а также с сотрудниками федеральной службой безопасности.
В целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также жизненных интересов населения, на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы осуществляются различные мероприятия, направленные на противодействие нелегальной миграции, в частности, усиление иммиграционного контроля за соблюдением режима пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, привлечение виновных в нарушении миграционного законодательства к установленной законом ответственности, усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями для предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.
Помимо административной, за нарушение законодательства в данной сфере, предусмотрена уголовная ответственность. В частности, ст. 322 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное пересечение Государственной границы РФ, а ст. 322¹ УК РФ – за организацию незаконной миграции.
Практика показывает, что для выработки оптимальных механизмов регулирования и прогнозирования миграционных процессов требуется постоянный мониторинг количественного состава мигрантов, пребывающих в Российскую Федерацию, включающий в себя всесторонний анализ большого объема различного рода информации.
— Что, на Ваш взгляд, изменило новое миграционное законодательство?
— Начало новой миграционной политики, коренным образом изменившей режим управления миграцией, положили законодательные акты, принятые 18 июля 2006г. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (N 109-ФЗ) и закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (N 110-ФЗ), принятый в новой редакции. Оба закона были введены в действия с 15 января 2007 г.
Впервые законодательство нацелено на регулирование миграции и предотвращение ее незаконной формы не путем жестких ограничений и контроля, а, напротив, путем создания благоприятных условий для правового оформления мигрантов, предоставления им большей свободы передвижения, выбора места пребывания и работы. Это достигается с помощью упрощения процедур регистрации и трудоустройства. Перемены в наибольшей степени коснулись трудовой миграции, все возрастающую потребность в которой испытывает Россия, особенно миграции из стран СНГ, имеющих с Россией безвизовый режим въезда.
Работы нового законодательства демонстрируют значительное улучшение ситуации с легализацией и учетом мигрантов в новых условиях: сегодня большинство мигрантов регистрируется, и оформляют документы, дающие право осуществлять трудовую деятельность.
За последние годы упрощены многие процедуры, дающие иностранцам право на пребывание в РФ и ведение трудовой деятельности. Так, регистрация мигрантов из стран СНГ на срок до трех месяцев может оформляться в почтовом отделении в уведомительном порядке, упрощена выдача патентов на трудовую деятельность. Кроме этого, введены требования к знанию мигрантами русского языка, российского законодательства, истории. В 2012 году была утверждена концепция государственной миграционной политики до 2025 года, при реализации ее первого этапа было усовершенствовано миграционное законодательство, в том числе в интересах обеспечения национальной безопасности, решаются задачи противодействия незаконной миграции и незаконной трудовой деятельности, усилена эффективность миграционного контроля.
— Что Вы пожелаете Федерации Мигрантов России?
— УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве отмечает значительный вклад Федерации в вопросах адаптации мигрантов, законно находящихся на территории Российской Федерации и приветствует все благие начинания, позволяющие уберечь иностранных граждан от различных криминальных проявлений, которые зачастую случаются под стечением тяжелых условий в которые они попали, а также от незнания культурных традиции России. По сравнению с советскими временами значительно ослабли культурные связи со странами так называемого «ближнего» зарубежья. Надеюсь, что Федерация мигрантов России продолжит свою работу по ликвидации указанных пробелов. Желаю Вам удачи в реализации проектов и обещаю поддержку со стороны Управления внутренних дел по Юго-Восточному административному округу.