Футбол в России — отражение общества гораздо в большей степени, чем в Англии

Марк, как давно вы в России?
Я приехал в Россию 20 лет назад. Изначально я отправлялся в Санкт-Петербург, там я преподавал английский язык, общался с людьми.

Что подвигло вас на эту поездку?
Я всегда интересовался историей России, ее культурой, хотел побывать в различных регионах. Я много читал об этой стране, и вообще читал много русских авторов, хотелось познакомиться поближе с историей России, ее культурой и обществом

Чем вы занимались в Санкт-Петербурге?
Поскольку я совсем не знал русского, я занимался преподаванием своего родного языка – английского. Через год я переехал в Москву, где продолжил преподавать английский, здесь же стал писать путеводители, книги занимался журналистикой.
Специально русский язык я нигде не изучал, как и историю страны, не было какие-то университетских курсов. Я просто сам по себе много читал. Конечно, я изучал книги про грамматику языка, но никакого интенсивного курса у меня не было.
Вообще я люблю футбол, я написал книгу о российском футболе и не только про него, а также про фанатов, про то, как это связано с нефтяным бизнесом. В 2008 году вышла книга Football Dynamo: Modern Russia and the People’s Game, после этого я стал писать статьи и в 2014 году у меня в Англии (а также Польше и Чехии) вышла книга об оппозиции в России. Сейчас я пишу материалы для американских и английских газет и журналов.

Как произошел этот переход – от книги о футболе к книге, посвященной оппозиции?
У меня вообще широкий круг интересов, я всегда интересовался и футболом, и культурой, и политикой. Дело в том, что в России футбол считается игрой, скажем так, не для интеллектуалов, а в Англии – наоборот: многие интересуются культурой футбола, тем, как политика связана с футболом, как, например, в случае с диктатурой в Аргентине. В Англии есть такая литературная традиция, когда можно писать про футбол в интеллектуальном стиле. Не в виде комментариев происходящих на поле событий: «забили гол и все кричали “Ура!”», а писать красиво и интеллигентно. Что все это значит, как связано с бизнесом и политикой, как отражается в обществе и культуре страны. Футбол, как ни крути, очень сильно связан с обществом, политикой и культурой. Как говорится, футбол – это балет для масс. Поэтому никакого противоречия между тематикой политики и футбола нет, это все связано.
В России это тем более связано: например, движение «Наши», у которых были очень тесные связи с футбольными фанатами. Специально было создано движение, которое должно было быть готово разгонять майдан в России. Поэтому «про футбол» — это совсем не только про то, кто забил и кто победил.

Чем вы занимались на родине, до того, как приехали в Россию?
В Англии я всегда много писал, играл музыку и читал.

А вы предполагали, что так надолго останетесь в России?
Нет, изначально я ехал в Россию на год, потом стало интересно, а потом уже здесь родился ребенок. Сейчас я хочу уехать, я бы не хотел остаться здесь пенсионером. Мне в России интереснее работать и писать, и не потому что Англия – скучная страна, а потому что чужую культуру всегда интереснее изучать, чем свою. А сейчас я хотел бы уехать в первую очередь из-за ребенка. Там чище воздух, там я могу быть уверен, никакой пьяный чиновник не собьёт ребенка на дороге.

Уехав, вы продолжите писать о России?
Я надеюсь, что буду приезжать и дальше писать про Россию.

Обращались ли к вам ваши соотечественники за помощью?
Мои статьи – тоже помощь: другие англичане их прочитают и будут знать о России больше. Потому что вообще о России знают не многое. Это только если верить российским СМИ, все страны мира только о России и думают, но на самом деле это не так. Конечно, иногда думают, но не так часто как здесь кажется

Самые большие достижения в России – чем вы гордитесь?
Самое большое достижение – дочка (смеется). Я не могу сказать, что прямо горжусь, но я рад, что я видел многие регионы и города, которые не каждый русский видел. Я был и в Якутске, и в Чечне, в Мурманске и Сибири, видел отдаленные уголки, где далеко не каждый россиян бывал

Цитаты из книги:
1. «Если я когда-нибудь и думал о России, то только в контексте холодной войны, или как повод позлить учителей. Я заявлял, что я юный социалист и отказывался учиться в дни похорон советских генеральных секретарей».

2. «Если российский футбол в целом — это terra incognita для всего мира, то лучшие игроки страны — это загадка для самого русского народа. Они ведут расточительный образ жизни и получают гигантские зарплаты в стране, где, за исключением богатой Москвы и других крупных городов, средний уровень жизни всё еще сильно отстает от европейских стандартов, что дарит игрокам статус, аналогичный брахману в Индии».

3. «Прежде, чем представлять СССР, перед международными матчами игроки должны были находиться в тренировочном лагере, чтобы быть уверенными, что они находятся в лучших физических кондициях».

4. «В 1992 Российский футбольный союз провел свой первый чемпионат. Без украинского чемпиона Динамо Киев, грузинского Динамо Тбилиси и остальных новый турнир создавал впечатление неполноценности. Была низкая посещаемость и трудности с деньгами»

5. «В то время российский футбол находился в ужасном состоянии. Посещаемость была низкой, стадионы разваливались, игра, в целом, была совсем не привлекательной. Едва ли это вызывало удивление. Сама Россия находилась на грани катастрофы. Почти полный общественный и экономический развал, повсеместная коррупция постепенно разваливали бывшую сверхдержаву. Идеологическую пустоту страны, вызванную развалом коммунизма, должны были заполнить демократия и капитализм. Жизнь в России была битвой за выживание, и вполне естественно, что футбол был далёк от повседневных забот людей».

Moscow TimesЖурналистистория успехаРоссия