За последние годы миграционная политика изменилась и стала более жесткой и более требовательной по отношению к трудовому мигранту по сравнению с 2007 и 2010 годами

– Абдулмажид Раджабович, когда Вы приехали в Москву? Столкнулись ли Вы с какими-то трудностями адаптации?
– В феврале 2002 года я приехал в Москву. Честно сказать сложностей с адаптацией у меня не было, так как еще в советские времена я периодически бывал в Москве. Не смотря на то что родом я из солнечного Таджикистана, Москва уже в те годы стала вторым родным городом для меня. Город не просто родной, но и тепло принимающий в любое время года. Город больших надежд, свершений и неожиданных поворотов судьбы.

– Свою трудовую деятельность в Москве Вы начали в качестве главы «Представительства миграционной службы Республики Таджикистан» в Российской Федерации. С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в то время?
– Да, действительно по приезду я сразу начал свою трудовую деятельность в качестве главы «Представительства миграционной службы Республики Таджикистан» в Российской Федерации. По началу сложно было добиться получения аккредитации. Тогда очень хорошую поддержку мне оказали работники посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации, сотрудники Федеральной миграционной службы России, а также сотрудники Управления по вопросам миграции города Москвы. Благодаря оказанной им помощи мы смогли беспрепятственно получить аккредитацию для дальнейшей работы Представительства. Постепенно мы начали тесное сотрудничество с ФМС, УФМС города Москвы, Министерством внутренних дел, а также с Министерством труда Российской Федерации. В 2003 мы смогли расширить штат сотрудников Представительства, тем самым организовали в шести федеральных округах Российской Федерации Представительства миграционной службы Республики Таджикистан.
За тот период между двумя странами были подписаны ряд важных документов: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации, Меморандум между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан в области трудовой миграции. Были неоднократно организованы встречи между руководствами обоих Министерств для дальнейшего
оказания помощи трудящихся-мигрантов, информировании о правилах легализации и трудоустройства в РФ и т.д. Ежедневно в Москве и регионах мы проводили встречи с таджикскими трудовыми мигрантами. Помогали им в решении сложившихся проблем, вели разностороннюю работу с трудовыми мигрантами. Наши сотрудники помогали каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействовали в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
Основные обращения трудовых мигрантов были связаны с невыплатой заработной платы со стороны работодателя, неправомерных действий сотрудников полиции и правоохранительных органах Российской Федерации по отношению к трудовому мигранту. Ежедневно обращались также и за юридической консультацией. К проблемам трудовых мигрантов мы старались подходить взвешенно и спокойно. В общем работа шла своим чередом.

– Как изменилась ситуация с мигрантами и миграционным законодательством с того времени?
– За последние несколько лет в миграционном законодательстве Российской
Федерации произошло много изменений и дополнений. Сегодня довольно большое количество людей въезжают в Россию для проживания и трудоустройства, а поэтому особенности миграционного законодательства и его изменения за последние несколько лет волнуют многих, в первую очередь трудовых мигрантов.
Например, законы и нормативные акты, действующие до начала 2011 года, отличались своей либеральностью и демократичностью по отношению к каждому иностранному гражданину. Начиная с 2011 года вся миграционное законодательство политика России совершила полный оборот, тем самым дав старт процессу ужесточения миграционной политики и миграционного законодательства которые достигли своего пика уже в конце 2014 года.
С 2015 года для трудовых мигрантов в Российской Федерации сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, вступили в действие поправки в законодательство, распространяющие действие патентов на работу у юридических лиц. Ликвидирована система квотирования и сами разрешения для граждан безвизовых стран. Это позволило мигрантам самостоятельно подавать документы на оформление патентов, приобретать законный статус не только пребывания, но и занятости в Российской Федерации. С другой стороны, трудовых мигрантов обязали сдавать комплексный экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации. Ведь незнание миграционного законодательства грозит трудовым мигрантам административными штрафами и самое болезненное, административными выдворениями и запретами на въезд в Россию на срок до 5 лет.
На сегодняшний день мигранты в России могут работать как в компании, так и на индивидуального предпринимателя. При этом положительным является то, что оформлять какие-то документы не нужно, что уменьшает денежные затраты.
Трудовые мигранты в целом стали лучше разбираться в тонкостях миграционного законодательства и соблюдать его в новых непростых условиях, можно с уверенностью сказать, что возросла квалификация трудовых мигрантов. В разных отраслях российской экономики мы можем наблюдать, что рядом с местными, российскими квалифицированными работниками, выросли квалифицированные кадры из числа иностранных работников, трудовых мигрантов. Работодатели стали ценить мигрантов не только за их дешевизну, но и за добросовестность и хорошую квалификацию.
Однако, есть и проблемы. Трудовые отношения, условия труда в которых трудятся мигранты в полной мере можно характеризовать как ненадежные и незащищенные договора, которые могут быть расторгнуты в любой момент по инициативе работодателя, без каких-либо гарантий, в том числе социальных, нередко опасные для здоровья и жизни работников. При приеме устно обговаривается только самые общие условия труда оплаты. При расчете часто и эта небольшая заработная плата еще более уменьшается, а то и не выплачивается и вовсе.
Хочу затронуть еще одну проблему. Закон Российской Федерации номер 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает такой порядок постановки на миграционный учет, который выполнить очень трудно, а подчас и невозможно. Дело в том, что трудовой мигрант отстранен от процесса постановки на миграционный учет. Это укоренившаяся ошибка, когда все говорят о том, что мигрант должен в такие-то сроки встать на миграционный учет. По 109-ФЗ закону мигрант не должен вставать на миграционный учет. Это его работодатель и хозяин жилья, которое арендует мигрант, и который называются в законе принимающей стороной, должны поставить мигранта на миграционный учет. Таким образом, на учет должна ставить принимающая сторона, а ответственность за то, что она не хочет этого делать и не делает, несет трудовой мигрант.

– Насколько мне известно, Вы около 10 лет проработали в Межрегиональной общественной организации «Профсоюз трудовых мигрантов». Расскажите подробнее об этом. Какие вопросы Вам приходилось решать?
– В период с 2007 года по начало 2017 года я работал в Межрегиональной общественной организации «Профсоюз трудовых мигрантов». За это период я сталкивался со многими проблемами трудовых мигрантов стран СНГ. Профсоюз играет важную роль в решении многих проблем трудового мигранта. Работая в Профсоюзе, я старался больше уделить внимания таким острым проблемам как несвоевременная выплата заработной платы со стороны работодателя, ущемление со стороны самих работодателей в отношении трудовых мигрантов, ущемление прав трудовых мигрантов со стороны правоохранительных органов. Не смотря на все эти проблемы и сложности, мы старались решить вопросы и проблемы каждого обратившегося к нам трудового мигранта. Профсоюз тесно сотрудничал с ФМС, УФМС по городу Москве и Московской области.
За этот период около 70 тысяч иностранных граждан стран СНГ стали членами Межрегиональной общественной организации «Профсоюз трудовых мигрантов».
В 2013 году Межрегиональной общественная организация «Профсоюз трудовых мигрантов» вступил в ряды Всемирной Федерации Профсоюзов. Всемирная Федерация Профсоюзов объединяет профсоюзы, стоящие на классовой позиции, в 120 странах мира, на всех пяти континентах. Общая численность профсоюзов, объединённых ВФП, составляет 86 миллионов человек. За это время делегация профсоюза приняла участие в различных международных мероприятиях в семи странах. Знаете, самое главное чувство которое дает профсоюз рабочему мигранту чувство того, что не один, что рядом с ним его товарищи, которые испытывают такие же трудности. И чувство верности что ему всегда готовы прийти на помощь. В профсоюзе существует практика проведение информационно-консультационного семинара для членов профсоюза и трудящихся мигрантов. На темы: основы миграционного и трудового законодательства РФ. Опыт законных социальных и трудовых прав мигранта. Основные вопросы легализации трудовых мигрантов, положение трудового договора, охрана труда, опыт обращения в суд, в органы прокуратуры, где каждый трудовой мигрант получает достоверную юридическую консультацию.

– Что бы вы хотели пожелать Федерации мигрантов России?
– В первую очередь, хочу пожелать Вам всяческих успехов в Вашей нелегкой работе. Ведь трудовые мигранты нуждаются в помощи Федерации мигрантов России. Помогая каждому из них Вы тем самым облегчаете им жизнь на территории Российской Федерации. Грамотная работа может помочь предотвратить проблемы за счет новых идей и взглядов. Федерации мигрантов России необходимо тесное сотрудничество с правоохранительными органами, посольствами других стран, международными организациями и диаспорами стран ближнего и дальнего зарубежья, где граждане этих стран живут и работают на территории России. Ещё раз
желаю успехов!

Вам также могут понравиться